ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Вопросы на тему компьютер враг или друг. Конспект интегрированного занятия «Компьютер — друг или враг? Кл

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  1. Введение.
  2. Цель и задачи проекта.
  3. Поиск информации.
  4. Механизм реализации проекта.
  5. Защита проекта.
  6. Рефлексия.
  7. Нормативно-правовое обеспечение.
  8. Литература.
  9. Приложения.

Введение

Компьютер прочно вошёл в жизнь современных людей.Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.

Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, поскольку информационные технологии проникли во все сферы жизни человека, но она несет с собой новые проблемы. Среди множества проблем применения компьютера мы выделили одну – влияние компьютера на здоровье человека. Наиболее значительное воздействие со стороны компьютера испытывают учащиеся, так как изучение предмета информатики начинается со 2 класса. И нам, учителям, часто приходится слышать от родителей такие вопросы:

А не опасен ли компьютер моему ребенку?

Сколько времени можно проводить за ним?

Не мешает ли он нормальному развитию детей?

Споры относительно пользы и вреда от компьютера ведутся часто, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа все равно нет.

Компьютер - это хорошо. Мы в этом совершенно убеждены. Очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь. И отказываться от него по непонятным причинам нам не кажется разумным.

Думаем, что компьютерная грамотность нашим детям столь же необходима, как и знание букв и цифр, а умение запустить программу полезнее, чем навык самостоятельного обращения с пультом телевизора.

Не надо бояться зависимости ребёнка от компьютера. Не надо всё списывать на “невинную железку” и пытаться лишить ребенка того, в чём взрослый себя ограничить не в силах. Надо показать, что в жизни, помимо него, есть множество других, не менее интересных вещей.

С другой стороны, постоянно приходится не давать перекладывать на себя ответственность, уклоняясь от вопросов типа: "Как правильно?" и "Куда дальше?". Как и любая совместная с ребенком деятельность, игра на компьютере развивает. Главное - чтобы компьютер был не способом уничтожения времени, а инструментом в решении каких-то задач - получения новых знаний, развития навыков, иллюстрацией к обсуждению.

О здоровье ребенка родители обязаны подумать задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера, а педагог должен быть достаточно компетентным и уметь предупредить любое отклонение в состоянии здоровья учащегося.

Еще нас заинтересовал вопрос о влиянии компьютера, которое напрямую связано с нашей психикой. И если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи - игры и Интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от Интернета или от игр. Если угодно, интернетомания, игромания.

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска Интернет - зависимых людей:

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  • невозможность остановиться;
  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • пренебрежение семьей и друзьями;
  • ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
  • проблемы с учебой.

Таким образом, компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.

Поэтому и возникла идея создания проекта, который может решить эту проблему.

Предмет исследования: компьютер в жизни ребёнка.

Цель проекта: выявить влияние компьютера на здоровье ребенка.

Задачи исследования:

1. Обсудить с ребятами как, работая на компьютере не только сохранить, но и укрепить своё здоровье.

2. Познакомить с приёмами и упражнениями, восстанавливающими организм после работы с компьютером.

3. Научить правилам техники безопасности при работе с компьютером

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Задачи определяют принципы проекта:

  • принцип сознательности,
  • принцип активности,
  • принцип наглядности,
  • принцип доступности,
  • принцип связи теории с практикой,
  • принцип “ Не навреди!”

Ожидаемый результат.

  • Ребята научатся правилам и приёмам здоровьесбережения, выработается сознательное отношение участников образовательного процесса (учитель-ученик-родитель) к здоровью.
  • Разовьется способность детей делать правильный выбор для себя.
  • Реализуются творческие и исследовательские способности учащихся.

Прогнозирование возможных негативных моделей поведения учащихся.

  • Непонимание негативного влияния компьютера на здоровье.
  • Нежелание выполнять правила помогающие восстанавливать организм. после работы на компьютере.

Прогнозирование компенсации возможных негативных процессов.

  • Эмоциональный настрой учащихся.
  • Доверительное общение.
  • Привлечение большего количества детей в мероприятия.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и приёмы:

  • анализ, обобщение;
  • анкетирование учащихся;
  • блиц – опрос для родителей;
  • интервью с учителями информатиками;
  • встреча со школьным фельдшером;
  • беседы на классных часах;
  • психотренинг.
  • Необходимые условия реализации проекта.

    • Интерес детей и родителей (плакат “Ребенок и компьютер”).
    • Материальное обеспечение проекта (цветная бумага, краски, ватман, клей, фотографии, бумага для офисной техники А4, диски, спонсорская поддержка родителей).
    • Взаимодействие с учителями, психологом, фельдшером школы.

    Практическая значимость данной работы заключается в разработке и создании памяток и закладок по здоровьесбережению, которые можно использовать на уроках, а так же разучивание и применение на практике различных упражнений, которые помогут не только сохранять, но и укреплять здоровье школьника.

    Поиск информации.

    Проект охватывает учащихся 1-6 классов. Авторы проекта, под руководством учителей, рассмотрели ряд вопросов по здоровьесбережению. Провели “круглый стол” с представителями учащихся, учителей, родителей, где выбрали тему, над которой будем работать: “ Компьютер- враг или друг?”. Дети сами представили важные аргументы относительно этой проблемы. Вместе с ребятами, мы определили цель нашего проекта: выявить влияние компьютера на здоровье ребенка.

    Проект готовился с октября по январь, что позволило наиболее глубоко изучить проблему.

    Свою проектно-исследовательскую работу мы начали с анкетирования учащихся 1-6 классов нашей школы. Нами было опрошено 206 учащихся.

    В нашей школе 2 компьютерных класса и 6 мультимедийных кабинетов, в которых проводятся уроки и внеклассные мероприятия, мастер- классы по изобразительному искусству, а так же ребята при подготовке к урокам используют компьютер, Интернет. В классах было проведено тестирование “Компьютер - за и против”, анкетирование “Умею ли я работать с компьютером”, для родителей провели блиц – опрос “ Компьютер в жизни вашего ребёнка”. Тем самым мы убедились, что, во-первых, материал заинтересовал ребят, во-вторых, он понятен и доступен ученикам.

    Следующим этапом нашего исследования стало изучение истории происхождения компьютера. Учащиеся познакомились с материалами из газет, журналов. Нашли необходимую информацию в энциклопедиях, посетив библиотеки. Компетентную информацию о роли компьютера в современном обществе получили от учителей информатики, родителей. Директор школы познакомил ребят с компьютерным обеспечением нашей школы. О влиянии компьютера на физическое и психическое здоровье дети узнали не только из средств массовой информации, но и из практических занятий с фельдшером и психологом школы. Многие ответы на вопросы по данной проблеме ребята нашли в Интернете.

    Для работы над проектом ребята составили план:

    № этапа Название этапа Вид деятельности учащихся Исполнители
    1 Поиск информации Работа с источниками в библиотеке, в Интернет Группа 1
    2 Обработка информации Выбор нужных материалов.

    Подбор различных упражнений

    Группа 1
    3 Исследование Соцопрос, наблюдения Группа 2
    4 Обработка исследования Создание таблиц, диаграмм Группа 2
    5 Оформление работ Создание презентаций, плаката, памяток, проведение бесед, мероприятий, оформление фотовыставки Группа 3
    6 Защита Защита проекта Группа 6

    Участники проекта разбились на группы, распределили обязанности. Каждая поставила перед собой определённую цель:

    а) определить источники информации, собирать и проанализировать информацию;

    б) определить способы представления результатов;

    1 группа посетила детскую и взрослую библиотеки, вышла на сайты в Интернете. Ребята взяли энциклопедии, познавательные статьи из журналов, изучили и подготовили сообщения об истории происхождения компьютера, с использованием слайд-презентации.

    Встретилась с учителями информатики, директором школы. Учащиеся взяли у них интервью, из которых узнали о возможностях компьютеров, о том, какую роль играют они в жизни человека. Провели опрос учителей школы.

    2 группа разработала анкеты (под руководством учителей), провела опросы, затем проанализировала их, сделала вывод. Ребята подготовили с помощью учителей диаграммы и выступили перед ребятами, которые участвовали в опросах. Провели конкурс на лучшее сочинение “Мой друг компьютер”, выставку плакатов “Не навреди!”, на лучший лозунг.

    3 группа обратилась за консультацией к школьному фельдшеру, совместно подготовили материал для беседы о строении глаз, о строении позвоночника, из разных источников информации выбрали упражнения для снятия напряжения с глаз, для укрепления осанки. Совместно с родителями нашли на DVD дисках фильм "Загадки человеческого тела" – "Глаз человека", "Загадки человеческого тела" – "Скелет человека". Фельдшер провела беседы для учащихся 1-6 классов, а учащиеся 4 “ Б” класса показали фрагменты из фильмов, совместно с учителями подготовили и провели классный час “ Дороже алмаза свои два глаза”.

    4 группа обратилась за помощью к психологу школы, так как в анкетах явно просматривалось мнение ребят о том, что общение с компьютером у них чаще, чем общение с друзьями. Поэтому совместно с психологом подобрали упражнения психотренинга для расслабления перед общением друг с другом, повышения самооценки и разучили с ребятами 1-6 классов.

    5 группа занялась обобщением и выявлением, на их взгляд, важных правил при работе за компьютером, затем оформила для всех ребят закладки для книг, на которых написали памятки “Береги глаза”, “Упражнения за компьютером”.

    6 группа под руководством учителей подготовила мини – сценки о вреде и пользе компьютера. Ребята готовили костюмы, распределяли роли, подбирали музыкальное сопровождение.

    7 группа посетила место работы родителей ивыяснила, какое место в их жизни и деятельности занимает компьютер. Ребята 4 классов оформили фотовыставку: “Незаменимый помощник”.

    Защита проекта.

    Презентация прошла в форме топ-шоу “ Компьютер – друг или враг”.

    • “Из истории компьютера” сообщения со слайд-презентацией.
    • Мини- сценка о вреде и пользе компьютера “ Теремок”.
    • "Дискуссионные качели".
    • Разучивание комплекса упражнений, помогающего, при работе с компьютером.
    • Подведение итогов конкурсов сочинений и плакатов.
    • Представление фотовыставки.
    • После представления участники проекта подарили учащимся закладки- памятки.

    Рефлексия.

    После презентации в беседе с ребятами подвели итоги. Была проведена рефлексия деятельности, где ученики оценили своё поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Детям были предложены вопросы:

    • Понравилось ли вам работать в группе?
    • Какие роли вы выполняли в процессе работы?
    • Чему научились друг от друга?
    • Какую часть выполнили самостоятельно?
    • Какой вид работы принес положительные эмоции?
    • Какие умения приобрели, работая по проекту?
    • Если бы заново начать работу, то что бы вы изменили?

    Участники проекта были рады констатировать, что все задуманное получилось . Ребята высказали удовлетворенность результатами проделанной работы. Они считают, что подняли очень актуальную проблему. Никто из учеников не остался в стороне.

    Авторы проекта не только участвовали в тех же мероприятиях, что и их одноклассники, но и ещё глубже изучали историю, работали с литературой в библиотеке, анализировали, обобщали, проводили анкетирование, брали интервью.

    В ходе работы им необходимо было сотрудничать друг с другом, оказывать помощь, распределять обязанности, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выбирать лучшее решение.

    Для нас важно видеть своих учеников заинтересованными как учебным предметом, так и исследовательской деятельностью. Важно, что ребята сами восприняли этот проект как серьёзную и нужную работу. Такая работа стимулирует творчество учащихся, рождает потребность в самореализации, помогает накапливать жизненный опыт.

    Опрос учителей школы показал, что компьютер:

    • облегчил подготовку к урокам – 90 %
    • ребята лучше усваивают материал – 89 %
    • используют компьютер в работе – 97 %
    • каждый день работают на компьютере - 57 %
    • работа на компьютере сказывается на здоровье – 98 %

    Педагоги высказали свое мнение по поводу проекта.

    • Хорошо, что затронута актуальная проблема о влиянии компьютера на здоровье.
    • Важно, что ребята не только нашли нужный материал, сами разучили упражнения по сохранению и укреплению здоровья, но и применяют на практике.
    • Приятно и то, что они поделились опытом с другими учащимися и учителями.

    Учащиеся 4 “Б” класса встретились с директором школы Правдиной Л.В. В ходе беседы, были рассмотрены следующие вопросы:

    • Сколько компьютерных классов в школе?
    • Сколько мультимедийных проекторов?
    • Как компьютеризация повлияла на учебный процесс?
    • Как вы считаете, компьютер – друг или враг?

    Людмила Викторовна рассказала ребятам, что в школе создано 3 компьютерных класса, работают 6 мультимедийных кабинетов, используется интерактивная доска Star Board.

    Благодаря компьютеризации, расширились информационные возможности: учителя смогли более разнообразить уроки, ребята лучше усваивают новый материал, самостоятельно готовятся к урокам. Используя Интернет, они могут найти ответы на любые вопросы.

    Людмила Викторовна высказала свое мнение что компьютер – это друг. Без него в современном мире, при огромном потоке информации невозможно обойтись. Она напомнила детям о том, что вредно засиживаться за компьютером долго. Нужно заботиться о своем здоровье, поэтому проект считает своевременным, нужным. Важно чтобы работа над ним была продолжена.

    Родителей тоже заинтересовал проект. Они активно участвовали: давали интервью, помогали детям искать информацию. Опрос показал, что родители удовлетворены результатами проекта, считают, что он поможет сохранить здоровье детей. Также они с удовольствием будут использовать при работе на компьютере памятки, которые разработали их дети. В ходе опроса после проекта выяснилось, что ребята и дома, играя на компьютере, применяют разученные гимнастики .

    • Нужно ли выполнять здоровьесберегающие упражнения при работе за компьютером – 100 %.
    • Применяет ли ваш ребенок упражнения, гимнастики с которыми познакомился – 65 %.
    • Как вы считаете, помогут ли знания, полученные в ходе реализации проекта, вашему ребенку – 88 %.

    В процессе работы стало ясно, что мы не ошиблись, и такой проект был необходим для учащихся нашей школы.

    Мы сделали следующие выводы:

    Компьютер – наш друг, он помогает нам:

    • находить материал при подготовке к урокам;
    • общаться по Интернету;
    • играть;
    • рисовать;
    • создавать слайд-презентации.

    Но, нужно, чтобы он не превратился во “врага”. Для этого:

    • выполнять упражнения для сохранения зрения и укрепления осанки;
    • не сиди за компьютером более 1 часа в день;
    • больше бывай на свежем воздухе и общайся с друзьями.

    Основные нормативные акты по безопасной работе на компьютере.

    1. На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ разработаны и с 30 июня 2003 г. введены в действие обязательные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы"
    2. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 содержат санитарно-гигиенические требования к ПЭВМ вообще и к дисплеям в частности, требования к помещениям, где эксплуатируются ПЭВМ, к микроклимату, акустическим шумам и вибрациям, освещению, организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ как для взрослых пользователей, так и для детей.
    3. На сегодняшний день это основной нормативный документ по безопасной работе на компьютере. Он введен в действие взамен СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", которые действовали с 01.01.1997.
    4. Приказ Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РФ о совершенствовании системы обеспечения детей в образовательных учреждениях (1992 г.)
    5. Устав МОУ “Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №2”.

    Литература

    1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. Москва. Вако. 2007.
    2. Компьютер для детей. Энциклопедия. –М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.– 304 с.
    3. По материалам http://baby.com.ua, http://medicinform.net/comp/comp_vis4.htm, http://comp-doctor.ru/law/law.php
    4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. – М.: АРКТИ, 2003.
    5. Старостин В.В. Компьютер как дважды два. – СПб., 2006.

    Мой компьютер мне друг или враг? ! Учебный проект Ученика 3 «Б» класса ГОУ СОШ 1414

    Цель данного учебного проекта носит характер информационно-аналитического исследования и получение новых знаний. Результат проекта – обзор некоторых источников информации и выводы о пользе и вреде компьютера. 1

    Введение В ХХI веке трудно кого-то удивить наличием компьютера в доме. Скорее удивятся его отсутствию. Современными детьми компьютер воспринимается как неотъемлемая часть жизни: общение с друзьями, источник знаний, учеба, развлечения, игры, фильмы, фото – всё в нем можно найти. Но всегда ли дети помнят и знают о вреде компьютера? Я на своем опыте постараюсь ответить на вопрос: Мой компьютер мне друг или враг? 2

    Кто же раньше? Мой братик познакомился с компьютером, когда еще не научился ходить. Я злился на него, ведь мне было уже 4 с половиной года! Но потом подумал: «А у мамы в детстве не было компьютера, для дедушки радио и телевизор были удивительны» . Наш мир полон современных диковинок, о которых наши бабушки и мамы слышали только в сказках. Еще пять лет назад половина подростков не были знакомы с компьютером до первого класса, Сейчас общаются с ним дети 5 -6 лет. 4

    Компьютер – это хорошо О пользе и вреде для детей от компьютерных игр, ученые разных стран проводят целые научные исследования, дети продолжают играть и спорить с родителями. Кто же прав? Я думаю, что компьютерные игры - это хорошо, потому что развивают и учат. РАЗВИВАЮТ: УЧАТ: - быстроту реакции, - добиваться своей цели, - мелкую моторику рук, - классифицировать и обобщать, - память и внимание, - аналитически мыслить в - логическое мышление, нестандартной ситуации, - зрительно-моторную - совершенствовать координацию. интеллектуальные навыки. На собственном опыте я убедился, что реакция моя и внимание улучшились, я прохожу знакомые уровни гораздо быстрее, память подсказывает мне следующий шаг, а руки как бы сами 5 двигаются. Меня это вдохновляет на дальнейшую игру.

    Компьютер – плохо, когда… При несоблюдении режима дня компьютер превращается из друга во врага. Большинству детей очень трудно остановиться, оторваться от увлекательной игры и переключиться на другие занятие. Замечательные полезные игры могут стать вредными. На своем опыте, я убедился, что увлечённость игрой –вред. Потому что: - ухудшается зрение, - нарушается внимание, - появляются расстройства памяти, - нарушается сон, - появляется психологическая зависимость от виртуального мира. 6

    Мои наблюдения за состоянием своего здоровья после длительной работы за компьютером. Виды недомоганий Иногда Часто Всегда Никогда Сонливое состояние, усталость + - - - Невозможность сосредоточиться - + - - Головные боли - + - - Боли в желудке - + - - Сухость глаз - - + - Головокружение и двоение предметов Раздражительность - + - - - 7 7

    Что делать, чтобы не навредить самому себе? Прежде всего следить за правильной позой при работе: голова находится на уровне экрана, шея откинута назад и расслаблена, спина опирается на спинку стула, плечи опущены вниз и расправлены, колени и локти под углом 90 градусов, ступни ног стоят на полу или на подставке, локти и запястья расслаблены, пальцы слегка согнуты вниз. Даже при правильной позе нужно делать перерывы в работе, не напрягать шею и спину. 9

    Несколько правил для спасения здоровья Правило первое: перед работой за компьютером обязательно сделай разминку. Разминка может быть общая, танцевальная или упражнения для глаз. Правило второе: когда работаешь – сиди расслабленно. Правило третье: чаще меняй позу, делай перерыв в работе. Правило четвертое: пальцы должны быть легкими и расслабленными. Правило пятое: заботься о зрении при работе за компьютером. Правило шестое: закончил занятие – сделай разминку. 10

    Что думают сами дети? Оказывается, не все учащиеся считают, что компьютер изобретен во благо человечества. Из 159 опрошенных школьников 102 «за» , а 48 «против» компьютеров. Лишь 9 человек затруднились ответить на вопрос. Мнение детей о компьютере как приносящем добро меняется с возрастом. В младших классах компьютер с целью подготовки к урокам используется меньше, чем в старших классах. Хотя развлечения оказываются на первом месте в любой возрастной группе. Я пользуюсь компьютером для игр, когда становится скучно ждать маму с работы или для подготовки к уроку английского, для выполнения проектов. 11

    Сколько времени нужно проводить за монитором? Возраст или класс Время работы в Время работы сутки (мин.) непрерывно (мин.) 3 -4 года 25 5 -10 5 -7 лет 35 15 1 класс 40 10 2 -5 класс 40 15 6 -7 класс - 20 8 -9 класс - 25 10 -11 класс - 30 12

    Вывод: При выполнении любой работы требующей усиленного контроля зрением и реакцией глаз дети и взрослые ощущают переутомление, и даже боль в глазных яблоках. Это связанно с тем, что мышцы и нервы, управляющие движением и фокусировкой глаз на каком-либо объекте перегружаются и устают от продолжительной работы. При длительном пользовании компьютером происходит: - снижение остроты зрения – затуманивание; - возникает двоение предметов; - замедляется смена взгляда с дальних предметов на ближние и наоборот; - повышается утомляемость глаз. 13

    Профилактика зрительного и общего утомления На первое место необходимо поставить строгое соблюдение расстояния от монитора компьютера до глаз (60 -70 см, но не менее 50 см) и длительность работы с экраном (в зависимости от возраста). Необходимо следить, чтобы в процессе работы не приближаться к экрану (особенно детям и лицам молодого возраста). 1. Глаза закрыты. Круговыми движениями обеих рук массировать глазные яблоки - 10 сек. 2. Взгляд прямо перед собой, затем вправо, влево, вверх, вниз - 10 сек. 3. Усиленно зажмуривать и открывать глаза -10 сек. 4. Поворачивать глаза в стороны 2 -3 раза, затем закрывать на 10 сек. Упражнения проводить ежедневно по 2 -3 раза за смену. 14

    Заключение Если долго играть в компьютерные игры, можно запросто испортить зрение; чтобы такого не было надо поменьше времени проводить за экраном и делать перерыв каждые 20 минут, давая глазам отдохнуть. Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно в окружающей среде. Дети и подростки нуждаются в самовыражении! Но не следует забывать о вреде здоровью, вреде созданной компьютером иллюзии реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Я понял, что компьютер - это лишь малая часть моей жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение и успехи в учебе. 15

    Литература: 1. Большая Энциклопедия Эрудита. М. , Махаон, 2001 г. 2. Засоркина Н. В. Метод проектов в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2010; 3. Плешаков А. А. Окружающий мир, 3 класс ч. 1 - М. Просвещение, 2012. Электронные ресурсы: Кибер. Мама. ru – «Компьютер и орган зрения» статья Ю. З. Розенблюм, д. м. н. 16

    Работа ученика 3 класса средней школы № 1414 СВАО г. Москвы Исп. музыка П. Ньюмена к м/ф «Валли» Москва 2013 17

    Сейчас, практически у всех дома есть компьютер. Если им пользуются родители, значит, рано или поздно настанет момент, когда с этим чудом техники захотят познакомятся и дети, даже если сейчас они – всего лишь младенцы в пеленках. Когда же знакомить ребенка с компьютером? А, может запретить ему даже приближаться к нему, до определенного времени? Или наоборот, подтолкнуть к более близкому знакомству?

    Мнение родителей
    Опасения взрослых о вреде компьютера для здоровья малыша, не всегда может быть реальной угрозой. И наоборот, то, о чем взрослые даже не задумываются, действительно может нанести вред ребенку.

    Например, некоторые родители до сих пор разделяют мнение, что компьютерный монитор – источник радиации. Что касается современной техники, то об этих опасениях можно забыть – это скорее миф. Зато реальная угроза – электромагнитное излучение. Источником такого излучения могут быть любые электрические приборы. Для избежания возможных рисков, монитор необходимо ставить задней стенкой к стене комнаты. Также не стоит наклоняться над монитором.

    Еще одна реальная неприятность – электростатическое поле, притягивающее большое количество пыли. Поэтому в помещении с компьютером, необходимо регулярно проводить влажную уборку.

    Мнение педагогов
    Дети могут многому научиться у компьютера при одном условии – его правильном использовании. Не оставляйте ребенка один на один с компьютером. Ребенок справится, но получит ли пользу от контакта с техникой? Вряд ли.

    Существуют многие специальные и программы, которые могут быть очень полезными для ребенка. При выборе игры для своего малыша, не ведитесь на одну красочную обложку. Прежде всего, программный продукт должен соответствовать возрасту ребенка.

    Как правило, игры и программы поделены на возрастные категории: от 3 до 5 лет, от 5 до 7, от 7 до 12. Для ребенка могут быть одинаково полезными как учебные, так и развлекательные программы.

    Занятия, проводимые за компьютером, помогают развивать способность к классификации и обобщению. Если проводить обучение без компьютера, их развитие начнется только с 6-7 лет. Правильно подобранные занятия на компьютере развивают у ребенка внимание и память, совершенствуют и тренируют новые навыки, улучшают координацию движений и мышления.

    Мнение врачей
    Нахождение за компьютером оказывает отрицательное влияние на зрение ребенка. Даже в достаточно юном возрасте может появится так называемый „компьютерный зрительный синдром“, похожий на воспаление: глаза начинают краснеть, в глазах появляется ощущение „песка“.

    Если у ребенка, после того, как он посидел перед монитором, появляются такие жалобы, лучше проконсультироваться с врачом. Кроме того, у детей, склонных к близорукости может ухудшиться зрение.

    Еще одна важная проблема – недостаток в движении. Ребенку необходимо много двигаться – это нужно для нормального формирования скелета. Если ребенок с самого детства много времени проводит неподвижно (или в неудобной позе), начинаются проблемы с позвоночником. Утомляемость, головная боль – одни их немногих последствий продолжительного сидения за компьютером.

    Мнение психологов
    Обязательно наблюдайте за тем, что ребенок делает, сидя за компьютером. Техника должна восприниматься не более чем помощник. Главным источником информации для малыша должны оставаться его родители, а не компьютер. Это средство должно лишь помочь закрепить полученные навыки и знания.

    Очень важно, чтобы игры и программы, по которым занимается или играет ребенок, соответствовали его возрасту. Агрессивность и жестокость в игре могут оказать негативное влияние на детскую психику. Если, после занятий за компьютером, у ребенка плохой сон, он плачет, у него появляются страхи – необходимо сделать перерыв в работе с компьютером и выяснить причину беспокойства.

    Правильный подход
    Для избежания причинения вреда здоровью, следует позаботиться о том, как Ваш ребенок будет сидеть за компьютером и как много времени займет его пребывание перед монитором. Оптимальный размер монитора для ребенка до 6-ти лет – 15 дюймов, для школьников – 17 дюймов. Безопасное расстояние от глаз до монитора – 50-70 см.

    Будет лучше, если монитор компьютера будет расположен ниже уровня глаз. Хорошо, если будет натуральное освещение, свет должен падать слева, при искусственном освещении следите за тем, чтобы свет лампы не попадал на монитор.

    Для детей ростом 90-100 см высота поверхности стола должна составлять 42 см, высота поверхности стула – 24 см. При росте 101-115 см эти показатели должны быть соответственно 46 см и 26 см. Если рост ребенка от 116 до 130 см, оптимальная высота поверхности стола будет составлять 52 см, стула – 30 см.

    Детям в возрасте 3-4 лет рекомендуется находиться за компьютером не более 30 минут в день, при этом обязательно делать перерыв на 10-15 минут. Некоторые специалисты рекомендуют разрешать ребенку находиться перед монитором по 15 минут через день. Однако такой режим не совсем удобен для усвоения новой информации. Существуют и такие рекомендации: в 6-7 летнем возрасте дети могут находиться за компьютером без перерыва до 10 минут, ученики 2-3 классов – 15 минут, 4-6 классов – 20 минут, 8-9 классов – 25 минут, 10 — 11 классов – 30 минут.

    А как же контроль?
    Понятно, что без компьютера будущее невозможно. Изолировать ребенка от компьютера – означает лишить его возможности во взрослой жизни полноценно влиться в общество. Но также очень важно контролировать, как ребенок использует компьютер. Для этого разработаны специальные программы, которые позволяют ограничивать время, проводимое детьми перед компьютером, а также контролировать их „перемещение“ в сети Интернет.

    Шультунова Арюна

    Исследовательская работа выполнена ученицей 2 класса, делаем "первые шаги в исследование". На районной научно-практической конференции "Я - исследователь" заняла 3 место, приняла активное участие в окружной нонференции, получила диплом. Материал можно использовать для бесед с учащимися, родителями.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    ВВЕДЕНИЕ

    Он рисует, он считает,

    Проектирует заводы,

    Даже в космосе летает

    И даёт прогноз погоды.

    Миллионы вычислений

    Может сделать за минуту,

    Догадайтесь, что за гений?

    Ну, конечно же, … компьютер

    Сегодня компьютеры стали частью нашей жизни. Современному ребенку ничего не остаётся, как жить в соседстве с такой привычной и обыденной вещью, как КОМПЬЮТЕР.

    В моей семье тоже есть компьютер. Он привлекает меня обилием непознанного материала, огромным количеством игр: весёлых, шумных, захватывающих.

    Мама с папой иногда говорят: «Сядь правильно!», «Хватит сидеть у компьютера!», «В эту игру тебе играть нельзя!». У меня возникла проблема : «А почему нельзя? Ведь мне интересно!!!» На что я получила ответ от папы, что «компьютер плохо влияет на здоровье человека, что не все игры полезны для детей».

    Так что же такое к омпьютер – угроза для здоровья детей или современный друг и помощник?

    И я решила провести своё исследование.

    Тема исследования:

    «Компьютер: наш друг или враг?»

    Цель исследования: выяснить, о пользе компьютера в жизни человека и вреде, наносимом здоровью; об опасности компьютерных игр, их влиянии на детский организм.

    Мне хотелось получить ответы на вопросы:

    1. Для каких целей используют компьютер?
    2. В какие игры дети предпочитают играть?
    3. Сколько времени они тратят на компьютер?

    Я поставила следующие задачи :

    1. познакомиться с историей появления компьютеров, чтобы узнать истинное предназначение этой машины для человека;
    2. выяснить путём анкетирования, какие игры более популярны среди одноклассников, сколько времени они тратят на игры;
    3. найти информацию о влиянии компьютерных игр на человека;
    4. представить одноклассникам результаты исследования.

    Гипотеза исследования. Я предположила, что если мои одноклассники используют компьютер лишь для игр, и тратят на это занятие много времени, то при этом страдает здоровье учащихся, ухудшается зрение, портятся отношения с родителями, снижается качество учёбы.

    Практическая значимость исследования. Материалы работы можно использовать при проведении уроков окружающего мира, бесед с учениками начальных классов, родительских собраний.

    Изобретение компьютера. С момента появления на Земле человек ещё был вынужден постоянно считать. Житель каменного века обходился простейшими вычислениями. Как разделить убитого мамонта? Сколько кореньев запасти на зиму? Неужели у первобытного человека был персональный компьютер? Да, у каждого из нас он всегда под рукой! Это десять пальцев. А когда их не хватает, то и пальцы ног. Считать на пальцах просто и удобно. Только результаты вычислений хранить трудно. И тогда появились чёрточки на стенах пещер, зарубки на древках копий, узелки на верёвочках, камешки, косточки.

    Древнегреческий абак

    Первым счётным прибором древности стал абак , в переводе «пыль» или «мелкий песок». На специальной доске раскладывали в определённом порядке камешки и, чтобы они не скатывались, посыпали доску песком. Знаменитый древнегреческий математик Пифагор считал счёт на абаке обязательным для математиков.

    Постепенно «вычислительные машины» усовершенствовались. Косточки для счёта нанизали на нити. Получившиеся «бусы» натянули на рамку. Получились счёты.

    Один из экземпляров этой машины был подарен русскому царю Петру I великим математиком Лейбницем. Умножение в ней осуществлялось многократным сложением, деление – многократным вычитанием. Это было великое изобретение для своего времени. Главный недостаток арифмометра – передвигать колёсики, устанавливать цифры, запоминать промежуточные результаты – всё это должен был делать человек.

    В 20 веке механический арифмометр уже не поспевал. Где выход? Электрическая энергия – вот что помогло создать совершенно новые вычислительные машины. Так пришло время ЭВМ (электронно-вычислительных машин). Слово « компьютер » произошло от латинского слова, означающего « считать , вычислять ». Они считали в 1000 раз быстрее механических счётных машин.

    Но какими огромными были ЭВМ! Комнаты, в которых они размещались, напоминали гигантские залы, сплошь заставленные белыми шкафами. Несколько десятков тысяч электронных ламп обрабатывали огромное количество цифр. Но на смену лампам пришли транзисторы, и компьютеры стали размером с комнату. А нынешние персональные компьютеры с микросхемами легко расположить на письменном столе и даже в кармане брюк. Первые персональные компьютеры появились в 1976 году в США.

    За последние десятилетия 20 века микрокомпьютеры проделали значительный путь в своём развитии, стали работать гораздо быстрее и значительно больше перерабатывать информации. Развитие больших вычислительных систем привело к созданию суперкомпьютера - суперпроизводительной и супердорогой машины, способной просчитывать, например, модель крупного землетрясения.

    В конце 20 века человечество вступило в стадию формирования глобальной информационной сети «Интернет», которая способна объединить возможности различных компьютерных систем.

    Для чего ученику компьютер? Сегодня во многих семьях есть компьютер. Как его применяют? Используют ли его для рабочих целей? Или только играют? Я провела опрос своих одноклассников. Вопросы анкеты

    Анкета для учащихся Класс:___

    1. Есть личный компьютер? Да, нет
    2. Есть выход в интернет? Да, нет
    3. Давно ли ты пользуешься компьютером?

    а) недавно

    б) давно

    4. Умеешь ли ты работать на компьютере? Да, нет

    5. Как часто ты работаешь на компьютере?

    А) ежедневно,

    Б) 2-3 раза в неделю,

    В) раз в неделю,

    Г) реже.

    6. Сколько времени в день у тебя занимает работа на компьютере?

    А) менее 1 часа

    Б) 1-3 часа

    В) 3 часа и более

    7. Нравятся ли тебе компьютерные игры? Да, нет

    В) более 3 часов.

    8. Насколько важен компьютер в твоей жизни и можешь ли ты обойтись без него?

    Популярен ли компьютер у моих одноклассников? Сколько времени они тратят на них? Что думают дети о влиянии компьютера на человека?

    В ходе исследования в своем классе (путем анкетирования) я пришла к следующим выводам:

    1. 7 из 28 одноклассников играют 1 раз в неделю;
    2. 9 из 28 – играют редко;
    3. 15 из 28 одноклассников проводят не более 30 минут за игрой;
    4. 3 из 28 одноклассников играют не меньше 1 часа в день;
    5. 7 из 28 ребят играют более 2 часов;
    6. 19 из 28 одноклассников имеют дома компьютеры, остальные играют у друзей и в компьютерных клубах.
    7. Выводы по анкетированию:
    1. мои одноклассники предпочитают обучающие игры, большинство детей проводят за компьютерными играми меньше часа, но многие ребята тратят от 1 до 2 часов за компьютером;
    2. большее половины детей считают, что компьютерные игры влияют на них хорошо.

    Что же такое к омпьютер – новая угроза для здоровья детей или современный друг и помощник? Стоит ли отказываться от компьютера? Бояться ли его? Я думаю, что лучше постоянно выполнять простые правила! При хорошем оборудовании рабочего места и правильном подборе занятий при работе на компьютере, он превращается в очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь.

    Для пользователей компьютеров характерен жалобы на здоровье: резь в глазах, головная боль, повышенная нервозность, утомляемость, расстройство памяти, нарушение сна, выпадение волос, сухость и покраснение кожи, экземы и аллергия, боли в животе и пояснице, вызванные неправильной посадкой, боль в запястьях и пальцах, вызванная неправильной конфигурацией рабочего места.

    При работе на компьютере человек имеет дело с активной зрительной нагрузкой: он рассматривает картинку на дисплее, считывает конкретные данные, символы, графики, читает текст, постоянно сосредоточен, так как принимает решения, от которых зависит его работа. Глаза человека, сидящего за компьютером, должны перестроится 15 - 20 тыс. раз в течение рабочего дня.

    Мерцание экрана, наличие бликов и искажений, проблемы с оптимальным соотношением яркости и контрастности создают серьезные проблемы для глаз и мозга пользователя, что приводит к зрительному дискомфорту, рези, жжения в глазах, чувство «песка» под веками, боли в области глазниц и лба, боли при движении глаз, покраснение глаз. Такие жалобы встречаются у большей части любителей компьютера, зависят от времени непрерывной работы за экраном. Особенно часто устают глаза у детей, поскольку их глаза и глазные мышцы, еще не окрепли. Неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером, чтение сверх меры требуют от молодых глаз серьезного напряжения.

    Причины, которые влияют на зрение при работе с монитором:

    Неправильно настроенная четкость и резкость изображения;

    Неправильно настроенная яркость;

    Мерцание изображения;

    Наличие бликов.

    Поэтому необходимо тщательно изучить возможности монитора и правильно настроить монитор.

    Неподвижная напряженная поза в течение длительного времени работающего с экраном дисплея (сидя за компьютером, мы вынуждены принять определенное положение, и не изменять его до конца работы) , приводит к усталости и возникновению болей в позвоночнике, шее, плечевых суставах. Это обстоятельство является причиной развития всех заболеваний позвоночника, возникающих у пользователей. В детском или юношеском возрасте, когда позвоночник ещё не окреп, постоянное нахождение за компьютером может привести к искривлениям позвоночника.

    Для работы с компьютером, в основном используется мышь и клавиатура, однако эти устройства вынуждают человека совершать тысячи однообразных движений. Интенсивная работа с клавиатурой вызывает болевые ощущения в локтевых суставах, предплечьях, запястьях, в кистях и пальцах рук.

    Работа компьютера сопровождается акустическими шумами, включая ультразвук, действие которых на человеческий организм до конца не изучено. Пока достоверно известно, что ультразвук негативно влияет на процессы обучаемости и памяти. Шум действует на барабанную перепонку, а в дальнейшем и на стволовые и корковые структуры мозга. Повышается тонус сосудов и, как следствие, артериальное давление, приводя, в конечном счете, к развитию гипертонической болезни еще в детском возрасте.

    Интернет способен сделать нас социально изолированными, одинокими и способствовать возникновению состояния депрессии - таков неожиданный результат исследования, проведенного учеными. Исследование показало, что увеличение времени, проводимого в Интернет, сопровождалось снижением времени общения между членами семьи, сокращением числа друзей и знакомых, с которыми поддерживалась связь, а также усиления чувства депрессии и одиночества. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми дети ищут то, что им не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере...

    Главный санитарный врач России Геннадий Григорьевич Онищенко запретил детям быть за компьютером более трех часов. Он подписал постановление, ужесточающее требования к безопасности условий труда для школьников. Они вступили в силу с 1 января 2010 года. В документе сказано, что труд ученика должен исключать повышенные нервно-психические нагрузки: как интеллектуальные, так и эмоциональные. Проще говоря, если вам нет 18-ти, то печатать и читать с монитора, разрешено не больше трех часов в день, а на просмотр фото-видео отпущено не больше двух. По мнению Геннадия Онищенко, эти меры помогут защитить неокрепшую психику ребенка.

    Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа все равно нет!

    ХОРОШО

    Компьютерные игры развивают у ребенка:

    Быстроту реакции;

    Мелкую моторику рук;

    Визуальное восприятие объектов;

    Память и внимание;

    Логическое мышление;

    Зрительно-моторную координацию.

    Компьютерные игры учат ребенка:

    Классифицировать и обобщать;

    Аналитически мыслить в нестандартной ситуации;

    Добиваться своей цели;

    Совершенствовать интеллектуальные навыки.

    Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

    Игры на компьютере - это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.

    Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить числа по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «Молодец!», «Ты справился отлично!», это вызывает у ребенка восторг!

    Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивались и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником. Уточним, что речь идёт об обучающих компьютерных играх .

    А что же тогда ПЛОХО ?

    Плохо то, что при не соблюдении режима, компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру! Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

    Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. В семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Наступивший век - эпоха информационных технологий. Отлучить нас – детей от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Учёные доказали, что при работе за компьютером, вырабатывается умение быстро принимать решения и не теряться, когда происходит сбой и на экране появляется не то, что ожидал, которое поможет при решении более сложных задач. А детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно – главное следить, чтобы мы выполняли те правила, которых придерживаетесь вы наши родители, сидя за компьютером.

    Данное исследование доказало, что компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Последнее время часто приходится слышать о вредном воздействии компьютера на организм пользователя. Последние исследования ученых показали, что не только компьютерная техника является причиной вредного воздействия на организм человека, но и неправильное ее расположение, несоблюдение правил работы и отдыха.

    Мы пришли к выводу, что «общение» с компьютером необходимо, полезно в работе, облегчает поиск и работу с информацией, но требует жесткой установки рабочего времени и выполнения санитарно-гигиенических правил. Это важно, чтобы уменьшить отрицательное воздействие компьютера на детский организм.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Викентьева А.Б. Компьютер как диагноз // Культура. 2000. №13
    2. Коляда С. Умные игрушки // Коммерсант. Деньги. 2000. №33
    3. Леонтьев В.П. Персональный компьютер 2000-2001. Windows 98/Me и служебные программы. М.: Олма-пресс, 2001.
    4. Марысаев В.Б. 1001 вопрос и ответ про компьютер.-М.: Терра, 2000.-384с.:ил.
    5. Метьюз М., Метьюз К. – Windows 98: книга ответов. СПб: Издательство «Питер», 1999.
    6. Петрова Н.П. Виртуальная реальность: Современная компьютерная графика и анимация. М.: Аквариум, 1997.
    7. Сартан М. Верхом на драконе или что развивают компьютерные игры // Школьный психолог. 1999. №16
    8. Советский энциклопедический словарь: М. «Советская энциклопедия». 1980.
    9. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование. – 2003, № 2.
    10. Шлимович Б. Компьютеры и дети // Наука и жизнь. 1998. №11

    Информационные ресурсы

    1. http://computermania.narod.ru/ .
    2. www.parent.fio.ru

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    В мире есть много компьютерных игр. Все они подразделяются на игровые жанры. Выделим основные:

    3D Action действие» – это группа игр, объединенных признаком непосредственной активности игрока. Одним словом, « стрелялки-убивалки ». Цель игры – уничтожение противников и собственное выживание. Игрок предстаёт от первого лица (изображение на мониторе того, что видит персонаж). Успех игрока в большой степени зависит от его скорости реакции и способности быстро принимать тактические решения. Действие таких игр развивается очень динамично и требует напряжения внимания и быстрой реакции на происходящие в игре события. При этом в качестве основного средства победы в игре, как правило, используется оружие.

    Первоначально «экшен» был жанром западных фильмов - боевиков, позже он распространился на похожего типа компьютерные и видеоигры - аркадные игры (игры на приставках, автоматах для игр).

    Шутер - жанр компьютерных игр , в переводе с английского языка shooter « стрелок» . В русском языке точного перевода для слова shooter нет. Сторонники русского языка используют выражение « стрелялка ».

    RTC – (Real Tactic Strategy) – это серия игр, объединённых по принципу жанра – военной кампании или мирной. Данные игры не имеют сценария, и развитие игры зависит от игрока. В них игрок выглядит, как военоначальник руководящий отрядом и базой, на которой он производит свою армию, или мирный вариант, когда вы являетесь строителем какого-либо города, устраиваете быт и благополучие виртуальной семьи.

    Quest – в переводе с английского языка « приключение » – самые долгие по прохождению игры. В этой игре надо думать, искать, хорошо запоминать, иметь координацию. Игрок управляет одним или несколькими персонажами, отгадывая или решая головоломки на пути к цели игры.

    Sport – « спорт » – спортивные игры (симуляторы).

    1. Освещение должно быть таким, чтобы на экране не было бликов.
    2. Регулярно протирайте монитор специальным раствором.
    3. Сидеть нужно на расстоянии 50-60 см от монитора, его верхняя часть должна быть на уровне глаз или чуть ниже.
    4. Необходимо через каждые 10 минут работы на компьютере делать перерыв для отдыха.

    Ученые также советуют в перерывах между работой за компьютером делать различные упражнения для глаз, массаж для глазных яблок. Также полезно смотреть в окно на предметы вдали. Самым лучшим отдыхом после напряженной умственной деятельности являются физические упражнения и прогулка на свежем воздухе.

    Для снятия усталости нужно выполнить упражнения для глаз и мышц тела.

    РАЗМИНКА ДЛЯ ГЛАЗ

    Совершайте движения глазами вправо-влево, вверх-вниз, круговые, по диагонали. Все движения нужно выполнять по часовой и против часовой стрелки.

    Интенсивное поморгайте, зажмурьтесь.

    Внимательно рассмотрите вдалеке какой-нибудь предмет, затем резко переведите взгляд на близкий предмет, через 2–3 минуты вновь посмотрите вдаль. Повторить 6–10 раз.

    «Бантик»: не поворачивая головы, нарисуйте глазами бантик - переведите взгляд в правый нижний угол, затем - в левый верхний, в левый нижний и в правый верхний. Повторить 5–7 раз (в том числе и в обратном порядке).

    Зажмурьте глаза, досчитайте до 10, а потом широко откройте их.

    Закройте глаза, досчитайте до 10. Широко откройте глаза, поднимите вверх и не опускайте, пока снова не досчитаете до 10.

    Не поворачивая головы, посмотрите влево. Досчитав до 10, переведите взгляд прямо, закройте глаза и снова досчитайте до 10.Повторите упражнение, смотря вправо.

    Закройте один глаз, вторым старательно всматривайся в какую-нибудь точку в дальнем углу. Через 10 секунд расслабьте глаз. Повторите другим глазом.

    КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С ГЛАЗ

    Упражнение 1. Сидя за компьютером, примите удобную позу: расслабьтесь, не напрягайтесь; мягко, не спеша, выпрямите спину; закройте глаза, сомкните веки; с закрытыми глазами смотрите только прямо перед собой, не напрягая глаза; голову держите легко, без усилий; тело не напрягайте и выполняйте легкие наклоны головы: к груди, назад; по очереди к левому и правому плечу.

    Упражнение 2. Закройте глаза и помассируйте пальцами, делая легкие круговые поглаживающие движения от носа наружу, надбровные дуги и нижнюю часть глазниц 20-30 секунд. Затем посидите с закрытыми глазами 10-15 секунд.

    Упражнение 3. Посмотрите вдаль 2-3 секунд, затем переведите взгляд на кончик носа, замрите на 2-3 с. Повторить 6-8 раз.

    Упражнение 4. Поднимите руки вверх, напряженно разведите пальцы, напрягите все мышцы тела, задержите дыхание на 7-8 секунд. С поворотом тела «уроните» руки и расслабьте все тело на 7-8 секунд. Повторите 3-5 раз.

    УПРАЖНЕНИЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

    1. Встаньте так, чтобы ноги были на ширине плеч. Соедините ладони выпрямленных рук над головой. Представьте, что вы дровосек. Со всего размаха наклонитесь вниз, как будто разрубаете палено. При этом движении сделайте выдох. После наклона вдохните воздух и вернитесь в исходное положение. Упражнение надо делать 5 раз. Оно поможет зрению улучшиться.
    2. Не вставая из за стола, обопритесь на стол локтями. Чтобы разогреть руки потрите ладонями друг о друга. Когда они станут достаточно теплыми, приложите их к закрытым глазам. Опустите лицо на ладони, но так, чтобы ладони не давили на глаза, а прикрывали их, как куполом. Вы находитесь в полной темноте. Рисуйте в воображении только темные цвета. Постарайтесь их увидеть. Упражнение длится примерно пять минут. После этого вам надо будет сильно зажмуриться и открыть глаза. Повторите его три раза.
    3. Расположите указательный палец любой руки перед носом. Поворачивая голову из стороны в сторону, старайтесь на смотреть на палец. Вы должны ощутить, что палец находится в движении. Не поленитесь проделать около тридцати поворотов в каждую сторону. Это упражнение поможет глазам расслабиться!

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Как избежать проблем с осанкой?

    Следите за тем, чтобы во время работы за компьютером вы сидели на стуле прямо, удобно, плечи - расслаблены, спина опирается на спинку стула, а шея должна быть прямой, но ни в коем случае не вытянутой вперед. Это особенно важно, так как напряжение мышц неизбежно приводит к напряжению глаз и головной боли.

    Проверьте или попросите родителей помочь: ПРАВИЛЬНО ЛИ СИДИТЕ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ?!

    Подлокотники стула или кресла не должны подпирать локти и заставлять поднимать плечи. Необходимо, чтобы больше половины длины предплечий упирались на стол. Руки не должны быть на весу.

    Высота стола должна составлять приблизительно 75 см (для человека среднего роста).

    Под столом должно быть достаточно места для ног, чтобы их можно было вытянуть или согнуть.

    Клавиатуру должна располагаться на уровне ниже груди, руки - лежать на клавиатуре согнутые в локтях под углом примерно 90°, плечи при этом расслаблены.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    Советы родителям,

    желающим уберечь детей от компьютерной зависимости

    1. Купив компьютер, изучите внимательно инструкции и постарайтесь обеспечить все меры безопасности.
    2. Помогайте ребенку выбрать игры. Исключите игры с насилием и жестокостью.
    3. Помогите организовывать время так, чтобы его хватало на все.
    4. Ограничьте время игры до разумных пределов.
    5. Уважайте чувства детей.
    6. Проводите вместе свободное время.
    7. Интересуйтесь, чем ребенок увлекается.
    8. Станьте для него лучшим другом.
    9. Создавайте условия для гармоничного развития ребенка.
    10. Не ущемляйте его интересы.
    11. Расширьте круг интересов ребенка. Обратите внимание на спорт, музыку, рисование и т.д.
    12. Будьте внимательны к детям.
    13. Показывайте положительный пример своими поступками.
    14. При необходимости проконсультируйтесь с психологом.

    Кочергина Ксения, ученица 6б класса

    Данная работа была подготовлена по итогам исследования влияния компьютера на здоровье ребенка, проведенного на базе МОУ СОШ №1 с. Екатеринославка. Она была представлена на районной научно- правктической конференции "Мои первые открытия", где получила Диплом I степени.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №1 с. Екатеринославка»

    Проект

    «Компьютер: друг или враг?»

    Выполнила: Кочергина Ксения 6б класс Руководитель: Ишимникова Е. Н.,

    Учитель английского языка

    2013 год

    1. Творческое название проекта: «Компьютер: друг или враг?»
    2. Учебная тема проекта: Здоровье школьника
    3. Цель проекта: Выяснить положительные и отрицательные факторы пользования компьютером младшими школьниками.
    4. Основополагающий вопрос: Какое влияние оказывает компьютер на здоровье школьника
    5. Проблемные вопросы: С какой целью и как частто школьники используют компьютер? Каковы положительные и отрицательные факторы его влияния? Как нейтрализовать вредное влияние компьютера на здоровье школьника?
    6. Проектный продукт: Презентация «Компьютер в жизни школьника», реферат по теме проекта в формате диалога культур, рекомендации по охране здоровья при пользовании компьютером.
    7. Этапы работы над проектом:

    Определение темы,

    Постановка проблемных вопросов

    Работа с различными источниками

    Обобщение материала

    Оформление результатов работы

    1. Введение.
    2. Основная часть
    1. Положительная роль компьютера в жизни школьника.
    2. Отрицательное влияние компьютера:

    А) компьютерная зависимость: причины и последствия;

    Б) нагрузка на позвоночник: как снизить вредные последствия;

    В) электромагнитное излучение;

    Г) воздействие на зрение: совета врача;

    Д) проблемы кистей рук;

    Е) психические проблемы

    III. Вывод.

    IV. Список литературы и интернет-ресурсов.

    Вот загадка для современного ребенка:

    Что за чудо-агрегат

    Может делать все подряд -

    Самым лучшим другом стать?

    На которую он без промедления даст ответ – компьютер.

    Для нас, учеников 21 века, компьютер стал такой же привычной реальностью, как школьная доска, парта или мел. Он помогает нам в учебе, и, конечно, является одним из самых любимых развлечений . Это подтверждает и анкетирование, проведенное среди учащихся шестых классов МОУ СОШ №1, которое показало, что 63% ребят предпочитает проводить свободное время за компьютером. Средняя продолжительность такого времяпрепровождения- полтора часа, однако 18 % проводят до четырех часов в день.

    Целью нашей работы было изучение положительного и отрицательного влияния компьютера на здоровье учеников нашей школы. В соответствии с целью исследования его задачи состояли в изучении прямого влияния компьютера на физическое здоровье школьника; а также влияния компьютера на психическое состояние ребенка; в частности на возникновение так называемой компьютерной зависимости.

    Основным методом исследования было анкетирование
    школьников и анализ полученных анкетных данных, изучение литературы по данной теме, беседы с врачами районной больницы. Работа имеет теоретическое и практическое значение.

    Рассмотрим положительное влияние компьютера на человека.

    За свое относительно недолгое существование компьютер уже успел занять место во многих областях жизнедеятельности человека, он уже незаменим на работе, помогает детям в учёбе, и, конечно же, является одним из самых любимых развлечений для них. С появлением Интернета он ещё и стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха и т.д. в общем, некоторым людям уже трудно представить жизнь без компьютера. Не стоит забывать и об инвалидах, больных людях, людях которые не имеют возможности реального контакта с другими. Интернет же позволяет общаться не только с соотечественниками но и людьми, живущими в других странах. Это дает возможность изучить культуру, нравы, историю других государств. Интернет дает огромные возможности для образования, ведь в нем можно найти такие источники информации, каких нет ни в одной библиотеке. Сеть позволяет оперативно найти ответ на возникший вопрос. Можно сказать, что все эти преимущества относятся и к нам, школьникам.

    Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его влиянии на здоровье.

    В Британии были опубликованы результаты научных исследований психологов из Университета Эдинбурга. Их выводы были достаточно категоричны: до 10 лет ребенку у компьютера делать нечего. Пристрастие детей до 9–10 лет даже к развивающим и обучающим играм может замедлить их развитие, подавить интерес к обычным детским играм и контакту со сверстниками.

    Уже много лет существует такое понятие как компьютерная зависимость. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80х годов американские ученые. В России врачи занимаются игроманами последние 7-8 лет. И с каждым годом эта проблема становится все острее.

    К сожалению, многие родители нередко сами вовлекают своего ребенка в виртуальный мир. Им кажется, что сидеть за новой компьютерной игрой - лучше, чем гулять непонятно где на улице. "Не дай бог, попадет еще в плохую компанию! Нет уж, пусть лучше играет", - полагают некоторые папы и мамы. 25% учеников нашей школы ответили, что родители не контролируют их занятия компьютером.

    Но мало кто из них задумывается о том, что компьютерная зависимость приводит к ухудшению здоровья из-за чрезмерного облучения еще только формирующегося организма, к замедленному развитию и деформации личности, утрате чувства реальности.

    Основные вредные факторы, влияющие на состояние здоровья людей, работающих за компьютером:

    Сидячее положение в течение длительного времени;

    Воздействие электромагнитного излучения монитора;

    Перегрузка суставов кистей;

    Стресс при потере информации.

    Сидячее положение.

    Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда излишняя нагрузка на позвоночник, остеохондроз, а у детей - сколиоз. Полезно вставать из–за компьютера каждые 40–45 минут – покачать пресс или отжаться; если это невозможно – просто прогуляться по коридорам или пройти несколько пролетов по лестнице.

    Существует много специальных комплексов упражнений, например, для укрепления спины и лечения первых появлений позвоночного синдрома.

    Одно из самых простых упражнений– вытягивание: для этого соедините руки в замок, поднимите их над головой и медленно потянитесь за ними. Потом разведите руки в стороны и также потянитесь – сначала вправо, потом – влево. Это упражнение нужно повторить по пять раз в каждую сторону.

    Электромагнитное излучение.

    Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на Вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше. Санитарные правила определяют, что продолжительность непрерывной работы взрослого пользователя не должна превышать 2 часов, ребенка – 10-20 минут, в зависимости от возраста. Минимальный перерыв - 15 минут.

    Воздействие на зрение.

    По словам Шемелиной Н. П., врача- офтальмолога Октябрьской ЦРБ, глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, неправильное расположение экрана.

    Основные жалобы при длительной работе за компьютером: беспокоит дискомфорт, усталость глаз, краснота, слезотечение или сухость роговицы, нарушения фокусировки зрения.

    Самое простое упражнение для глаз

    Закрой глаза и «нарисуй» ими восьмерку - сначала вертикальную, затем горизонтальную.

    Перегрузка суставов кистей рук.

    Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими. Важно проследить, чтобы при работе мышью на столе лежало не только запястье, но и локоть и предплечье. В этом положении мышцы плечевого пояса наименее напряжены, и такая поза является профилактикой возможных проблем с руками.

    Вот несложные упражнения

    1. Медленно сожмите кисти в кулаки, а затем медленно разожмите их. Повторите это упражнение пять–шесть раз.

    2. Положите ладони на стол и надавите ими на его поверхность. По очереди отгибайте пальцы.

    Влияние компьютера на психику

    Длительная работа за компьютером связана еще и с постоянным раздражением, источником которого могут быть разные ситуации. Наверное, нет такого человека, у которого никогда бы не зависал компьютер, не терялась несохраненная информация, не было проблем с программами...
    Подросткам, проживающим свою жизнь в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они имеют низкую самооценку, испытывают неудовлетворенность, закомплексованность, застенчивость и т.д. Все эти проблемы нагнетает Интернет!

    На основании вышесказанного можно сделать вывод, что необходимо искать «золотую середину» в общении с компьютером. При этом, конечно, не стоит забывать о мерах предосторожности при работе за компьютером с целью профилактики проблем со здоровьем.