ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Тесты в процессе разработки программного обеспечения. Тест на тему "технология разработки программного обеспечения" Тестирование методом белого ящика

Преподаватель в своей работе не всегда пользуется готовыми тестами по ряду причин, одной из главных среди них является простое отсутствие качественно составленных тестов различного вида. Поэтому часто преподавателю необходимо самому разрабатывать те или иные тесты, а в связи с этим владеть методикой их составления. Остановимся на некоторых ее моментах.

Необходимо знать, что создание стандартизированных тестов - это длительный и кропотливый процесс. Внедрению тестов предшествует предварительная работа по их составлению и апробации. При разработке тестов выделяют три составные части: теоретическую, практическую и экспериментальную (рис.3.1.).

Теоретическая часть работы включает изучение литературы, на базе которой осуществляется разработка тестов, содержания и требований программ, учебников. Здесь определяется структура тестов, характерные их особенности, признаки, качественные показатели, выделяются те методы математической статистики, которые потребуются в экспериментальной части.

В ходе реализации практического этапа осуществляется изложение инструкций для тестируемого и лица, проводящего тестирование, составление тестовых заданий и ответов к ним. Важное место при этом уделяется поэлементному структурно-функциональному анализу учебного материала. В результате выделяются элементы знаний, умений и навыков, которые необходимы для овладения учебным материалом и имеют наибольшую применимость. Таким образом, тесты строятся на основе включения в них основных смысловых частей содержания обучения, то есть необходимых понятий, определений, фактов, операций, алгоритмов. При этом учитывается степень сформированности у учеников различных мыслительных операций (анализ, синтез, конкретизация, обобщение, сравнение и т.д.), исходя из возрастных особенностей испытуемых. Значительное внимание уделяется специфике и характеру типичных ошибок тестируемых, на основе чего составляются варианты ответов к тестовым заданиям.

В процессе практического этапа разработки тестов происходит первоначальная прикидка шкалы оценок, рассматривается механизм перевода количества баллов в результирующую оценку.

На практическом этапе разрабатываются также инструкции для учителя и тестируемых, бланки ответов.

Таблица 3.1. Технология проектирования дидактических тестов

Теоретический этап

Практический этап

Экспериментальный этап

  • 1. Определение целей тестирования
  • 2. Выбор подхода к созданию теста
  • 3. Изучение учебного материала
  • 4. Определение структуры теста
  • 5. Разработка тестовых заданий
  • 6. Экспертиза тестовых заданий
  • 7. Корректировка тестовых заданий
  • 8. Конструирование теста для апробации
  • 9. Разработка инструктивно-методического обеспечения теста
  • 10. Экспертиза теста
  • 11. Предварительное тестирование
  • 12. Анализ и интерпретация результатов тестирования (определение качественных характеристик теста)
  • 13. Переработка геста на основе результатов предварительного тестирования
  • 14. Составление окончательного варианта теста
  • 15. Стандартизация теста (при необходимости)

На основе теоретического и практического этапов строится экспериментальный этап разработки тестов. Здесь оценивается качество содержания тестов, проверяется соответствие заданий требованиям тестовой формы, выявляются статистические характеристики разработанных тестов, делаются выводы о пригодности тестов для намеченных целей.

На экспериментальном этапе разработки теста часто приходится возвращаться к предшествующим этапам, поэтому все три этапа - теоретический, практический и экспериментальный - тесно связаны между собой и оказывают друг на друга определенное влияние (см. рис.3.1.).

Более детально технология разработки дидактических тестов представлена в таблице 3.1.

Создание тестов - это длительный процесс, требующий работы коллектива специалистов (методистов, психологов, статистов и т.д.), и в то же время востребованность тестов, разработанных учителями-практиками для отдельно взятого класса, школы достаточно высока. В связи с этим учителю целесообразно при разработке тестов придерживаться нижеприведенных рекомендаций.

Памятка преподавателю по разработке теста

Определите цели тестирования.

Выделите знания, умения, навыки, определяемые программой и дающие информацию об уровне усвоения рассматриваемой темы или раздела.

Определите виды тестовых заданий, соответствующие выделенным знаниям, умениям и навыкам.

4. Спрогнозируйте или выделите трудности объективные (учебные) и субъективные (психологические и методические) и выявите типичные ошибки обучаемых при изучении темы, проанализируйте причины их возникновения. Используйте эту работу для составления дистракторов к тестовым заданиям.

Разработайте набор тестовых заданий для усвоения темы.

Проведите экспертизу тестовых заданий, предложив своим коллегам высказать свое мнение о тесте.

Проведите при необходимости корректировку тестовых заданий.

Разработайте критерии оценки, методику обработки результатов, постройте соответствующую шкалу по переводу тестового балла в оценку школьной успеваемости.

Разработайте инструкцию для преподавателя и инструкцию для учащихся по работе с тестом.

Наша задача разработать тестовые задания для проверки знаний по модулю: «Рекуррентные соотношения и производящие функции» в курсе «Дискретная математика» на базе программного пакета eLearning Office 3000 компании «Гипер Метод», позволяющем составлять из отдельных учебных материалов современные электронные учебные курсы. Пакет, по мнению его разработчиков, позволяет свести к минимуму временные затраты на их создание.

Состав пакета eLearning Office 3000 включает три компонента:

EPublisher - для быстрого создания электронных учебных курсов;

EAuthor - для разработки дистанционных курсов - учебного материала в мультимедийной форме, систем тестирования, полнотекстовой поисковой системы по материалам учебника и обеспечения связи с Web-сайтом Учебного центра;

EBoard - для организации и управления лекциями, семинарами, конференциями в Интернете.

С помощью eAuthor можно создать мультимедийный дистанционный курс, включающий три раздела: Лекции, Словарь и Тесты. Лекции могут содержать текст, графику, звук и видео, а также ссылки на внешние документы, файлы и программы. Словарь позволяет расставить гипертекстовые связи между встречающимися в тексте лекций терминами и их определениями автоматически, по правилам, заданным автором курса. Тесты предназначены для интерактивной проверки учащимися своих знаний .

В первом параграфе этой главы более подробно описан инструментарий программной оболочки, позволяющий создавать тесты и проводить тестирование.

Во втором параграфе приведены краткие теоретические сведения по материалу раздела, для которого предполагается создание тестов.

Наконец, в третьем параграфе даны примеры различных видов тестов, созданных с использованием программного пакета eLearning Office 3000, которые можно использовать при проведении компьютерного тестирования в курсе «Дискретной математики».

Функциональные возможности программы для реализации различных форм тестов и контроля знаний обучающихся

Для подготовки контрольных вопросов предназначен пункт Тесты верхнего меню (рис.1). При выборе этого пункта появляется экран, на котором представлены окна со списками вопросов и тем, к которым они отнесены; управляющие позиции: Добавить вопрос, Править вопрос, Удалить вопрос, переключатели Ограничение времени и Лимит ошибок

2.1 Функциональные возможности программы для реализации различных форм тестов и контроля знаний обучающихся

Разработка заданий в создании тестов предполагает машинную обработку.

Существуют программы, позволяющие создавать систему интерактивного тестирования для самопроверки знаний студентов. При создании тестов программный пакет eLearning Office 3000

Для подготовки контрольных вопросов предназначен пункт Тесты верхнего меню (рис.1). При выборе этого пункта появляется экран, на котором представлены окна со списками вопросов и тем, к которым они отнесены; управляющие позиции: Добавить вопрос, Править вопрос, Удалить вопрос, переключатели Ограничение времени и Лимит ошибок с полями для числовых значений, а также стандартные элементы оконного интерфейса Конструктора: круглая кнопка и позиции OK и Закрыть.

Позиция Добавить вопрос вызывает выпадающее меню для выбора варианта вопроса (рис.2). В версии 1.0 Конструктора доступны следующие варианты вопросов: выбор одного или нескольких правильных ответов из перечня до 5 возможных; установка соответствия в двух списках до 5 позиций; ввод строки текста. В последнем случае ответ как текстовая строка должен соответствовать образцу с точностью до регистра и знаков препинания, если требуется.

Окно Создание теста, имея некоторые отличия для различных вариантов вопроса, имеет следующие интерфейсные элементы:

· поле для ввода наименования раздела с кнопкой списка; можно формировать тесты по самостоятельным разделам, которые не обязательно должны совпадать с темами учебника;

· поле для ввода текста вопроса; текст вопроса либо вводится непосредственно, либо импортируется через буфер обмена;

· поля для ввода вариантов ответа с переключателями перед ними для указания правильного;

· поля Звук, Видео, Слайды для выбора мультимедийных файлов для иллюстрации вопросов;

· поле для ввода ограничения времени на ответ.

Создаваемая тестирующая система не предполагает генерацию случайной последовательности вопросов. Это сделано намерено: система играет роль инструмента для самопроверки, передаваемого пользователю на компакт-диске как составная часть компьютерного учебника. Объективная оценка знаний должна осуществляться либо с использованием тестирующих систем на сайте учебного центра, либо при очном собеседовании с преподавателем системы дистанционного обучения.

Выбор иллюстраций для тестирующей системы осуществляется так же, как и при компоновке лекции. Отметим, что так же, как и в случае словарных статей для глоссария, тексты вопросов сами могут содержать мультимедийные иллюстрации. В этом случае поле текста вопроса заполняется с использованием буфера обмена.

Работу тестирующей системы можно проверить сразу после ввода любого вопроса через пункт Тесты стартового экрана учебника.

Меню Тесты

Пункт меню Тесты предназначено для создания и редактирования тестовых заданий для учебного курса.

В этом диалоговом окне формируются тесты по разделам (разделы могут не совпадать с разделами лекций). При необходимости есть возможность установить лимит времени в секундах на один тест и ограничение на число возможных ошибок в тесте (рис.1). Можно создать тестовые вопросы трех типов:

· с вариантами выбора,

· с вводом строки,

· на соответствие.

Для создания нового вопроса необходимо выбрать пункт «Добавить вопрос». При этом появится выпадающее меню, в котором нужно будет выбрать тип создаваемого вопроса из предложенных.

Для правки созданного ранее вопроса выбирается «Править вопрос».

Для удаления вопроса нужно выбрать пункт «Удалить вопрос».

Флажок «Ограничение времени» позволяет ограничить время на выполнение всего теста целиком.

Флажок «Лимит ошибок» позволяет определить максимальное число ошибок, которое можно допустить в тесте.

ь Тест с вариантами выбора позволяет выбрать один или несколько вариантов ответов на предложенный пользователем вопрос.

ь Тест с вводом строки дает возможность получить ответ на вопрос в виде текстовой строки, которая вводится пользователем. При этом существует возможность осуществить проверку введенного ответа с учетом регистра и/или знаков препинания.

ь Тест на соответствие позволяет задавать вопросы, в которых необходимо выставить ответы в правильном порядке (например, составить правильную последовательность из предложенных действий).

Вопрос с вариантами выбора. В поле Тест номер вводится название тестового блока, к которому относится вводимый тест. Если этот блок уже введен, то его название может быть выбрано из перечня введенных тестовых блоков. Перечень тестовых блоков можно получить, если щелкнуть левой кнопкой мыши на кнопке, расположенной рядом с полем для ввода названия тестового блока.

Для ответа на вопрос можно задать от одного до пяти вариантов. Каждый вариант вводится в пределах одной строки. Правильные варианты ответов указываются щелчком левой кнопки мыши на флажке рядом с правильным вариантом ответа.

Правильными могут быть от одного до пяти вариантов. Можно ограничить время ответа на вопрос. Для этого в поле ввода устанавливается ограничение времени ответа на вопрос в секундах.

Для вставки графических файлов нужно выбрать файлы из графической библиотеки учебника. Для этого нужно щелкнуть на пункте выбрать напротив слова слайды. Появится диалоговое окно Рисунки, в котором можно выбрать нужные файлы.

После нажатия кнопки «OK» будет создан вопрос, и откроется диалоговое окно тесты, где по двойному щелчку мыши можно открыть созданный тест.

Вопрос с вводом строки. В поле Тест номер вводится название тестового блока, к которому относится вводимый тест. Если этот блок уже введен, то его название может быть выбрано из перечня введенных тестовых блоков. Перечень тестовых блоков можно получить, если щелкнуть левой кнопкой мыши на кнопке, расположенной рядом с полем для ввода названия тестового блока. (рис.4)

В поле текст вопроса вводится текст вопроса, на который требуется получить ответ. При этом в этом поле можно ввести не только сам вопрос, но и небольшой комментарий к нему (в пределах поля ввода).

В поле правильный ответ вводится текстовая строка с правильным ответом на вопрос.

Флажок Учитывать регистр ставится, если необходимо проверять ответ не только на соответствие текста, но и на регистр, в котором ответ набран учащимся.

Флажок Учитывать знаки препинания ставится, если необходимо проверять ответ на соответствие знакам препинания.

Для иллюстрации вопроса предусмотрена возможность ввода звука, графики или видео, причем одновременно использовать графику и видео не получится (придется выбрать что-либо одно). Для вставки графических файлов нужно выбрать файлы из графической библиотеки учебника. Для этого нужно щелкнуть на пункте выбрать напротив слова слайды. Появится диалоговое окно “Рисунки”, в котором можно выбрать нужные файлы.

Вставка видео или звуковых файлов происходит аналогично.

Вопрос на соответствие. В поле Тест номер вводится название тестового блока, к которому относится вводимый тест. Если этот блок уже введен, то его название может быть выбрано из перечня введенных тестовых блоков. Перечень тестовых блоков можно получить, если щелкнуть левой кнопкой мыши на кнопке, расположенной рядом с полем для ввода названия тестового блока.(рис.5)

В поле текст вопроса вводится текст вопроса, на который требуется получить ответ. При этом в этом поле можно ввести не только сам вопрос, но и небольшой комментарий к нему (в пределах поля ввода).

В поля варианты ответов вводятся от одного до пяти возможных пунктов, которые требуется поставить в нужном порядке.

В правом столбце можно указать соответствующие левому столбцу пункты (в правильном порядке)

В поле правильный порядок вводится числовая последовательность, соответствующая правильному порядку возможных пунктов левого столбца для соответствия правому.

Можно ограничить время ответа на вопрос. Для этого щелчком мыши в квадрате рядом с полем Ограничение времени выбирается режим ограничения времени. В появившемся поле ввода устанавливается ограничение времени ответа на вопрос в секундах.

Для иллюстрации вопроса предусмотрена возможность ввода звука, графики или видео, причем одновременно использовать графику и видео не получится (придется выбрать что-либо одно).

Для вставки графических файлов нужно выбрать файлы из графической библиотеки учебника. Для этого нужно щёлкнуть на пункте выбрать напротив слова слайды. Появится диалоговое окно “Рисунки”, в котором можно выбрать нужные файлы.

Вставка видео или звуковых файлов происходит аналогично.

После нажатия кнопки OK будет создан вопрос, и откроется диалоговое окно тесты, где по двойному щелчку мыши можно открыть созданный тест.

Вариант 1

1. Упорядоченная последовательность команд (инструкций) компьютера для решения конкретной задачи.

A. Свойство программы

B. Программное обеспечение

C. Постановка задачи

D. Программа

E. Язык программирования

2. С позиции специфики разработки и вида программного обеспечения, на какие два класса делятся задачи?

A. Позиционные и функциональные

B. Технологические и функциональные

C. Позиционные и непозиционные

D. Технологические и параметрические

E. Нет верного ответа

3. Какими последовательными действиями можно представить процесс создания программ?

A. Программирование, постановка задачи, построение алгоритма

B. Построение алгоритма, решение задачи

C. Построение алгоритма, программирование

D. Программирование, построение алгоритма, постановка задачи

E. Постановка задачи, построение алгоритма решения, программирование

4. Постановка задачи - это …

A. упорядоченная последовательность команд компьютера для решения задач

B. точная формулировка решения задачи на компьютере с описанием входных и выходных данных

C. совокупность связанных между собой функций, задач управления, с помощью которых достигается выполнение поставленных целей

D. система точно сформулированных правил

E. Все ответы верны

5. Алгоритм - это …

A. разбиение процесса обработки информации на более простые этапы

B. задача, подлежащая реализации с использованием средств информационных технологий

C. точная формулировка решения задачи на компьютере с описанием входных и выходных данных

E. нет верного ответа

6. Разбиение процесса обработки информации на более простые этапы (шаги выполнения), выполнение которых компьютером или человеком не вызывает затруднений

A. Дискретность

B. Определенность

C. Массовость

D. Алгоритм

E. Все ответы верны

7. Выполнимость - это …

A. конечность действий алгоритма решения задач, позволяющая получить желаемый результат при допустимых исходных данных за конечное число шагов

B. разбиение процесса обработки информации на более простые этапы (шаги выполнения), выполнение которых компьютером или человеком не вызывает затруднений

C.действие алгоритма решения задач, позволяющая получить не желаемый результат при допустимых исходных данных за бесконечное число шагов

D. система точно сформулированных правил, определяющая процесс преобразования допустимых исходных данных в желаемый результат за конечное число шагов

Е. нет верного ответа

8. Осуществляет разработку и отладку программ для решения функциональных задач

A. Системный программист

B. Программист-аналитик

C. Прикладной программист

D. Администратор

E. Постановщик задач

9. Занимается разработкой, эксплуатацией и сопровождением системного программного обеспечения, поддерживающего работоспособность компьютера и создающего среду для выполнения программ

A. Прикладной программист

B Программист-аналитик

C. Системный программист

D. Администратор БД

E. нет верного ответа

A. Прикладной программист

B. Программист-аналитик

C. Системный программист

D. Постановщик задач

E. Администратор

A. Администратор БД

B. Прикладной программист

C. Постановщик задач

D. Системный программист

E. все ответы верны

A. Прикладной программист

B. Программист-аналитик

C. Системный программист

D. Конечный пользователь

E. Нет верного ответа

A. Дискретность

B. Экономичность

C. Готовность

D. Работоспособность

E. Надежность

A. Определенность

B. Работоспособность

C. Надежность

D. Экономичность

E. Готовность

A. Экономичность

B. Готовность

C. Надежность

D. Определенность

E. Работоспособность

16. Устойчивость - …

E. Нет верного ответа

A. Устойчивость

B. Перезапуск

C. Готовность

D. Надежность

E. Все ответы верны

С каким этапом жизненного цикла программного продукта связано с алгоритмизацией

18.Процесса обработки данных, детализацией функций обработки, разработкой структуры ПП, выбором методов и средств создания программ?

A. Документирование

B. Программирование

C. Сопровождение

D. Проектирование

E. нет верного ответа

A. Документирование

D. Сопровождение ПП

E. Все ответы верны

20.На каком этапе жизненного цикла программного продукта составляются необходимые сведения по установке и обеспечению надежной работы ПП и т.д.?

A. Проектирование

B. Эксплуатация

C. Документирование

D. Программирование

E. нет верного объекта

21. Жизненный цикл ПО - …

E. Нет верного ответа

E. Нет верного ответа

B. Процесс поставки, процесс обеспечения качества, процесс верификации

C. Процесс управления, процесс создания инфраструктуры, процесс обучения

E. Процесс управления, процесс разработки, процесс обучения

Процесс документирования, процесс обеспечения качества, процесс верификации

E. нет верного ответа

27.На какие две группы делится документация, создаваемая в процессе разработки программных средств?

28. Код группы 1 стандарта ЕСПД означает …

A. Общие положения

D. Резервные группы

E. нет верного ответа

29. Код группы 0 стандарта ЕСПД означает …

A. Прочие стандарты

B. Резервные группы

C. Основополагающие стандарты

E. Общие положения

30. ЕСПД - это …

A. комплекс программ, устанавливающих правила разработки документации

B. упорядоченная последовательность команд (инструкций) компьютера для решения конкретной задачи

C. система точно сформулированных правил

D. система точно сформулированных правил, определяющая процесс преобразования допустимых исходных данных в желаемый результат за конечное число шагов

E. комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимоувязанные правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации

31. Расшифруйте ЕСПД

A. Единственная связь программной документации

В. Единая свобода программной документации

C. Единая система программной документации

D. Единство системной программной документации

Е. Нет верного ответа

32. Для чего предназначено Руководство по управлению ПС?

A. Руководство по управлению дает краткую характеристику функциональных возможностей ПС

B. Руководство по управлению описывает сообщения, генерируемые, когда ПС взаимодействует с другими системами, и как реагировать на эти сообщения, также объясняет, как сопровождать системную аппаратуру, если она используется ПС

C. Руководство по управлению дельно предписывает, как устанавливать системы в конкретной среде

D. Руководство по управлению содержит необходимую информацию по применению ПС

E. нет верного ответа

33. На какие группы подразделяются документы, входящие в состав ПС

A. Документация, помогающая вносить изменения в ПС и документация по сопровождению ПС

B. Документы управления разработкой ПС и документация по сопровождению ПС

C. Пользовательская документация и документы управления разработкой ПС

D. Документы управления разработкой ПС и пользовательская документация

E. Пользовательская документация ПС и документация по сопровождению ПС

34. Документы, которые фиксируют различные детали взаимодействия между менеджерами и разработчиками

A. Стандарты

B. Планы, оценки, расписания

C. Отчеты

D. Рабочие документы

E. Заметки и переписка

35. Документы, которые содержат фиксацию идей и проблем, возникающих в процессе разработки, описание используемых идей и подходов

A. Отчеты

B. Стандарты

C. Планы, оценки, расписания

D. Рабочие документы

Е. Заметки, переписка

36. Документы, создаваемые менеджерами для прогнозирования и управления процессами разработки и сопровождения

A. Стандарты

B. Планы, оценки, расписания

C. Рабочие документы

D. Заметки

E. Отчеты

37. Выберите тип документов, которые предписывают разработчикам, каким принципам, правилам, соглашениям они должны следовать в процессе разработки ПС

A. Отчеты

В. Рабочие документы

C. Планы, оценки, расписания

D. Стандарты

Е. Заметки и переписка

38. Для чего необходимы документы, входящие в состав ПС?

A. Данный вид документов содержит фиксацию идей и проблем, возникающих в процессе разработки, описание используемых идей и подходов

B. Эти документы предписывают разработчикам, каким принципам, правилам, соглашениям они должны следовать в процессе разработки ПС

C. Обеспечивают связь внутри коллектива разработчиков и между коллективом разработчиков и менеджерами

E. Описывают программы как с точки зрения их применения пользователями, так и с точки зрения их разработчиков и сопроводителей

39. Для чего необходимы документы управления разработкой ПС?

A. Описывают программы как с точки зрения их применения пользователями, так и с точки зрения их разработчиков и сопроводителей

40. B. Обеспечивают связь внутри коллектива разработчиков и между коллективом разработчиков и менеджерами

C. Объясняет пользователям, как они должны действовать, чтобы применять данное ПС

D. Обеспечивают связь между самой программой и входными данными

E. нет верного ответа

Вариант 2

1. Код группы 2 стандарта ЕСПД означает …

A. Прочие стандарты

C. Правила выполнения документации разработки

Е. Резервные группы

2. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению

A. ГОСТ 19.508-79

B. ГОСТ 19.501-78

C. ГОСТ 19.402-78

D. ГОСТ 19.202-78

Е. ГОСТ 19.404-79

3.Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению

A. ГОСТ 19.203-78

B. ГОСТ 19.201-78

C. ГОСТ 19.106-78

D. ГОСТ 19.404-79

E. нет верного ответа

4. Требования к программным документам, выполненные печатным способом

A. ГОСТ 19.105-78

B. ГОСТ 19.106-78

C. ГОСТ 19.201-78

D. ГОСТ 19.101-77

E. ГОСТ 19.301-79

5. Общие положения

A. ГОСТ 19.101-77

B. ГОСТ 19.002-77

C. ГОСТ 19.001-77

D. ГОСТ 19.001-78

E. Нет верного ответа

6. Код группы 9 стандарта ЕСПД означает …

A. Резервные группы

B. Основополагающие стандарты

C. Правила выполнения эксплуатационной документации

D. Правила выполнения документации сопровождения

Е. Нет верного ответа

7. Код группы 8 стандарта ЕСПД означает …

A. Прочие стандарты

C. Резервные группы

D. Правила обращения программной документации

Е. Нет верного ответа

8. Код группы 7 стандарта ЕСПД означает …

A. Основополагающие стандарты

B. Правила обращения программной документации

C. Прочие стандарты

E. Резервные группы

9. Код группы 6 стандарта ЕСПД означает …

A. Правила обращения программной документации

В. Общие положения

C. Правила выполнения документации изготовления

D. Резервные группы

Е. Правила выполнения документации сопровождения

10. Анализирует и проектирует комплекс взаимосвязанных программ для реализации функций предметной области

A. Прикладной программист

B. Программист-аналитик

C. Системный программист

D. Постановщик задач

E. Администратор

11. Участвует в процессе создания программ на начальной стадии работ

A. Администратор БД

B. Прикладной программист

C. Постановщик задач

D. Системный программист

E. все ответы верны

12. Является основным потребителем программ

A. Прикладной программист

B. Программист-аналитик

C. Системный программист

D. Конечный пользователь

E. Нет верного ответа

13. Свойство системы сохранять во времени в установленных пределах значения всех характеристик, определяющих способность системы выполнять требуемые функции в условиях заданных режимов эксплуатации

A. Дискретность

B. Экономичность

C. Готовность

D. Работоспособность

E. Надежность

14. Возможность доступа к услугам АИС с использованием соответствующих технологий всегда, когда в ней возникает необходимость

A. Определенность

B. Работоспособность

C. Надежность

D. Экономичность

E. Готовность

15. Количество и степень занятости ресурсов, процессов, ОП, внешней и внутренней памяти, каналов ввода/вывода, терминалов и каналов сети

A. Экономичность

B. Готовность

C. Надежность

D. Определенность

E. Работоспособность

16. Устойчивость - …

A. характеризует способность к безотказному функционированию при наличии сбоев

B. возможность доступа к услугам АИС с использованием соответствующих технологий всегда, когда в ней возникает необходимость

C. Свойство системы сохранять во времени в установленных пределах значения всех характеристик, определяющих способность системы выполнять требуемые функции в условиях заданных режимов эксплуатации

D. количество и степень занятости ресурсов, процессов, ОП, внешней и внутренней памяти, каналов ввода/вывода, терминалов и каналов сети

E. Нет верного ответа

17. Процесс обеспечивает возобновления нормально функционирования АИС

A. Устойчивость

B. Перезапуск

C. Готовность

D. Надежность

E. Все ответы верны

18. С каким этапом жизненного цикла программного продукта связано с алгоритмизацией процесса обработки данных, детализацией функций обработки, разработкой структуры ПП, выбором методов и средств создания программ?

A. Документирование

B. Программирование

C. Сопровождение

D. Проектирование

E. нет верного ответа

19. С каким этапом жизненного цикла программного продукта связано с технической реализацией проектных решений и выполнение с помощью выбранного инструментария разработчика (алгоритмические языки и системы программирования и.т.д.)?

A. Документирование

B. Проектирование структуры ПП

C. Программирование, тестирование и отладка

D. Сопровождение ПП

E. Все ответы верны

20. На каком этапе жизненного цикла программного продукта составляются необходимые сведения по установке и обеспечению надежной работы ПП и т.д.?

A. Проектирование

B. Эксплуатация

C. Документирование

D. Программирование

E. нет верного объекта

21. Жизненный цикл ПО - …

A. непрерывный процесс, который начинается с момент его полного изъятия из эксплуатации и заканчивается в момент принятия решения о необходимости его создания

B. процесс, который начинается с момента его полного описания и заканчивается в момент принятия решения о необходимости его создания

C. непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости его создания и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации

D. прерывающийся процесс, который начинается с момента написания структуры программы и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации

E. Нет верного ответа

22. На какие три группы процессов делится структура жизненного цикла ПО по стандарту ISO/IEC 12207?

A. Составные, действующие и вспомогательные процессы

B. Основные, дополнительные и остальные процессы

C. Вспомогательные, основные и дополнительные процессы

D. Основные, вспомогательные и организационные процессы

E. Нет верного ответа

23. Основные процессы жизненного цикла ПО делятся на …

A. Процесс документирования, процесс обеспечения качества, процесс верификации

B. Процесс поставки, процесс обеспечения качества, процесс верификации

C. Процесс управления, процесс создания инфраструктуры, процесс обучения

D. Процесс приобретения, процесс поставки, процесс разработки*

E. Процесс управления, процесс разработки, процесс обучения

24. Вспомогательные процессы жизненного цикла ПО делятся на …

A. Процесс документирования, процесс обеспечения качества, процесс верификации*

B. Процесс поставки, процесс обеспечения качества, процесс верификации

C. Процесс управления, процесс создания инфраструктуры, процесс обучения

D. Процесс приобретения, процесс поставки, процесс разработки

E. Процесс управления, процесс разработки, процесс обучения

25. Организационные процессы жизненного цикла ПО делятся на …

A. Процесс управления, процесс создания инфраструктуры, процесс обучения, процесс усовершенствования

В. Процесс документирования, процесс обеспечения качества, процесс верификации

C. Процесс приобретения, процесс поставки, процесс разработки

D. Процесс управления, процесс создания инфраструктуры, процесс документирования

E. нет верного ответа

26. Что подразумевает собой процесс документирования?

A. Процесс состоит из действий и задач заказчика, приобретающего ПП

B. Процесс охватывает действия и задачи, выполняемые поставщиком, который снабжает заказчика ПП

C. Процесс обеспечивает соответствующие гарантии того, что ПО в процессе его ЖЦ соответствует заданным требованиям и утвержденным планам

D. Процесс охватывает действия и задачи, выполняемые разработчиком, и охватывает работы по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требованиями

Е. Процесс предусматривает формализованное описание информации, созданной в течение ЖЦ ПО

27. На какие две группы делится документация, создаваемая в процессе разработки программных средств?

A. Документы, входящие в состав ПС и документы, помогающие вносить изменения в ПС

B. Пользовательская документация и документация по сопровождению ПС

C. Документы управления разработкой ПС и документы, входящие в состав ПС

D. Общая документация и вспомогательная документация

E. Документы управления разработкой ПС и документы по сопровождению ПС

28. Код группы 1 стандарта ЕСПД означает …

A. Общие положения

B. Правила выполнения эксплуатационной документации

C. Основополагающие стандарты

D. Резервные группы

E. нет верного ответа

29. Код группы 0 стандарта ЕСПД означает …

A. Прочие стандарты

B. Резервные группы

C. Основополагающие стандарты

D. Правила выполнения документации разработки

E. Общие положения

30. ЕСПД - это …

A. Комплекс программ, устанавливающих правила разработки документации

B. Упорядоченная последовательность команд (инструкций) компьютера для решения конкретной задачи

C. Система точно сформулированных правил

D. Система точно сформулированных правил, определяющая процесс преобразования допустимых исходных данных в желаемый результат за конечное число шагов

E. Комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимоувязанные правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации

31. Код группы 5 стандарта ЕСПД означает …

A. Правила выполнения документации разработки

B. Резервные группы

C. Основополагающие стандарты

D. Правила выполнения эксплуатационной документации

Е.Правила обращения программной документации

32. Код группы 4 стандарта ЕСПД означает …

A. Резервные группы

B. Правила выполнения документации сопровождения

C. Общие положения

D. Правила выполнения документации изготовления

E. Правила выполнения документации разработки

33. Код группы 3 стандарта ЕСПД означает …

A. Правила выполнения документации сопровождения

B. Правила выполнения документации разработки

C. Правила обращения программной документации

D. Правила выполнения документации изготовления

E. Правила эксплуатационной документации

34. Руководство программиста

A. ГОСТ 19.506-79

B. ГОСТ 19.404-79

C. ГОСТ 19.505-79

D. ГОСТ 19.604-78

E. нет верного ответа

35. Заголовки разделов записывают …

A. Строчными буквами и размещают по правому краю

B. Строчными буквами и размещают симметрично относительно правой и левой границ текста

C. Прописными буквами и размещают по левому краю

D. С абзаца строчными буквами (кроме первой прописной)

E. Прописными буквами и размещают симметрично относительно правой и левой границ текста

36. Что не входит в основную часть программного документа?

A. Текст документа

B. Перечень сокращений

C. Лист содержания

D. Приложения

E. Предметный указатель

37. Информационная часть программного документа содержит:

A. Предметный указатель и лист содержания

B. Лист утверждения и лист содержания

C. Титульный лист и лист утверждения

D. Аннотацию и лист содержания

E. Лист утверждения и аннотацию

38. Титульная часть программного документа содержит:

A. Титульный лист

B. Лист утверждения и титульный лист

C. Титульный лист и аннотацию

D. Титульный лист и лист содержания

E. Нет верного ответа

39. Где должны быть указаны требования к информационным структурам на входе и выходе и методам решения, исходным кодам, языкам программирования

A. Требования к составу и параметрам технических средств

B. Требования к функциональным характеристикам

C. Требования к информационной и программной совместимости

D. Требования к надежности

E. Специальные требования

40. Где должны быть указаны требования к обеспечению устойчивого функционирования, контроль входной и выходной информации, время восстановления после отказа и т.п.

A. Требования к функциональным характеристикам

B. Требования к составу и параметрам технических средств

C. Требования к надежности

D. Специальные требования

E. нет верного ответа

Паспорт

1 вариант

Сұрақтың № № вопроса

Қиындықтың дәрежесі

Уровень сложности

Дұрыс жауабы

Правильные ответы

ВВЕДЕНИЕ

В связи с модернизацией современного высшего образования , с введением ФГОС третьего поколения, возрастают требования к повышению качества педагогического контроля, ведется поиск его лучших форм и методов, его экономичности, оптимизации. Оценка качества образования также на сегодняшней день является наиболее приоритетной проблемой в образовательной деятельности . Новый стандарт предполагает также переход на систему контроля и оценки знаний слушателей, в связи с этим большое значение приобретает измерение результатов усвоения программного материала.

Мониторинг качества образовательной системы предполагает, прежде всего, регулярный сбор и обработку информации об уровне профессиональных знаний, умений студентов. Одним из основных инструментов оценки качества уровня обученности студентов является тестирование вообще и компьютерное тестирование в частности, позволяющие дать достаточно объективную нормативно-ориентированную оценку учебных достижений обучающихся.

Каким содержанием наполнено понятие «педагогический тест»? Какие классификации педагогических тестов существуют, и какие критерии применятся для оценки качества педагогических тестов? В чем преимущество тестовых форм контроля в процессе обучения? Что понимается под термином «тестовое задание», и какие правила необходимо соблюдать при составлении тестовых заданий? Как составить тестирование обучающихся при подготовке к внутреннему тестированию в рамках внутривузовской проверки качества профессиональной подготовки? Ответы на эти вопросы, а также конкретные образцы тестовых заданий разного вида представлены в данном учебно-методическом издании.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ КАК КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Педагогический тест является наиболее распространенным контрольно-измерительным материалом в современном образовательном процессе в вузе. Педагогический тест – это совокупность заданий, отобранных на основе научных приемов для педагогического измерения в тех или иных целях.

Педагогический тест рассматривается как система, как упорядоченное множество тестовых заданий. Задания – это те элементы, «кирпичики» из которых составляется педагогический тест.

Почему именно тестирование становится все более массовым явлением в процессе педагогического оценивания?

Опыт использования тестов в качестве инструмента для оценивания позволяет выделить многие его преимущества, в частности, тест:

· это более качественный и объективный способ оценивания, что достигается путем стандартизации процедуры проведения (отсутствие субъективной оценки на всех этапах тестирования) и стандартизации заданий;

· более емкий инструмент – показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы , умений, навыков, а не на констатацию наличия у обучающихся определенной совокупности усвоенных знаний;

· позволяют включить в экзаменационную работу гораздо большее количество заданий;

· это более «мягкий» инструмент, они ставят всех испытуемых в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению нервного напряжения;

· широкий инструмент – и с точки зрения интервала оценивания;

· более эффективен с экономической точки зрения, как при тестировании основные затраты приходятся на составление качественного инструментария.

Было бы конечно большой ошибкой считать, что педагогическое тестирование свободно от недостатков. Применение педагогических тестов – эта та область знаний и умений, которая поддается формализации. Но далеко не все учебные дисциплины или их разделы формализуемы.

К недостаткам тестов следует отнести то, что тестовый контроль лишает возможности слушателей самостоятельно формулировать ответы, отсутствует возможность проявить свою индивидуальность, творчество.

Но самый большой недостаток – это сложность разработки хороших тестовых заданий, хотя на первый взгляд кажется, что с этим никаких трудностей быть не должно, ведь тестовые задания разрабатываются преподавателями, хорошо знающими свой предмет. На самом деле разработка педагогических тестов требует высокой педагогической квалификации, научной компетенции и большого методического опыта составления тестов преподавателем. В этой связи необходимо самое пристальное внимание уделять повышению качества тестовых заданий.

При проведении тестирования учитываются три критерия качества теста: надежность, валидность и объективность.

Надежность теста - критерий, отражающий точность диагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. Надежность педагогического теста позволяет при его применении в разных группах обучающихся с близким уровнем подготовки получать примерно одинаковые результаты. Результат педагогического тестирования обычно подвержен влиянию большого количества неучитываемых факторов (например, эмоционального состояния и утомления, уровня мотивированности тестируемых и др.). Любое изменение ситуации тестирования усиливает влияние одних и ослабляет воздействие других факторов на результат теста.


В самом широком смысле надежность педагогического теста - это характеристика того, в какой степени выявленные у слушателей различия в уровне знаний по тестовым результатам являются отражением действительных различий в измеряемых свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам.

В более узком смысле, связанном с непосредственными методами определения характеристик надежности, под этой группой показателей понимают степень согласованности результатов теста, получаемых при первичном и повторном его применении, по отношению к тем же тестируемым в различные моменты времени, с использованием разных (но сопоставимых по характеру) наборов тестовых заданий или при других измененных условиях тестирования.

Важнейшим средством повышения надежности педагогических тестов является стандартизация процедуры тестирования. При строгой регламентации процедуры тестирования (обстановка и условия работы слушателей, характер инструкции, временные ограничения, способы и особенности контакта со слушателями, порядок предъявления тестовых задач и т. д.) существенно уменьшается дисперсия ошибки и повышается надежность теста. При прочих равных условиях надежность теста зависит от числа заданий (длины теста) - чем длиннее тест, тем он надежнее.

Валидность теста - это критерий, который определяет, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает. В понятии валидности отражается идея соответствия педагогического тестирования его цели. Интуитивно все понимают, что одно и то же можно проверять по разному. Отсюда возникает вопрос поиска наиболее подходящего (валидного) средства, полнее, чем другие, удовлетворяющего требованиям качества проверки.

В педагогических тестах наиболее важным типом валидности является валидность по содержанию. При проверке содержательной валидности речь идет об определении степени соответствия содержания тестовых заданий содержанию учебного предмета, успешность усвоения которого тестируется, то есть решается вопрос о том, в какой степени задачи данного диагностического контроля успеваемости репрезентативны для содержания учебной программы.

Для обеспечения валидности педагогического теста требуется систематическая проверка того, насколько задания теста охватывают все главные аспекты учебной программы и в правильной пропорции. Тест легко перенасытить теми аспектами учебной программы, по которым легче составить объективные задания. Поэтому рассматриваемое содержание следует фиксировать заранее, а не после того как тест уже составлен. Правильно построенные педагогические тесты должны соответствовать не только предмету обучения, но и его задачам. Содержание, следовательно, необходимо определять достаточно широко, включая в него помимо знания фактического материала такие важнейшие цели обучения, как применение изученных принципов и интерпретацию данных. Валидность также обеспечивается распределением тестовых заданий различной трудности пропорционально уровню трудности учебного материала.

Валидность по содержанию закладывается в тест уже при отборе соответствующих заданий. Для педагогических тестов подготовке их заданий предшествует полная систематизированная проверка соответствующих учебников и учебных программ, а также консультации со специалистами по данному предмету. На основе собранной таким путем информации составляется спецификация теста для тех, кто будет составлять задания. В спецификации указываются тестируемые области содержания (темы), задачи (процессы) обучения, а также относительное значение каждой темы и процесса. На этой основе по каждой теме устанавливается число заданий различных типов. (Более подробно вопрос составления спецификации будет рассмотрен ниже).

Надежным средством обеспечения валидности теста является экспертная оценка тестовых материалов, которая проводится экспертами из числа наиболее квалифицированных специалистов-предметников и специалистов в области тестирования. Конкретные задания оцениваются экспертами по принципу их близости к реальным требованиям. Эксперты выносят суждение о том, охватывает ли тест репрезентативную выборку конкретных навыков и знаний исследуемой области обучения.

Валидность по содержанию является адекватным средством оценки педагогических тестов. Она позволяет установить, охватывает ли тест, репрезентативную выборку конкретных навыков и знаний и свободно ли выполнение теста от влияния посторонних факторов.

Следующий важный критерий качества педагогического тестирования - объективность, то есть независимость получения и интерпретации диагностических данных от преподавателя. Объективность педагогического тестирования является важным синтезирующим критерием, включающим в себя идеи надежности, валидности, кроме того, ряд аспектов педагогического и этического характера.

Педагогический аспект повышения объективности педагогического тестирования проявляется в использовании стандартных тестовых программ, технических средств контроля, в первую очередь использование компьютерных технологий в организации проведения педагогического тестирования.

Этический аспект объективности охватывает широкую область морального регулирования. Результаты педагогического теста могут оказаться полностью или частично неадекватными поставленной цели, если допускается списывание, подсказки со стороны слушателей, репетиторство (но не всякое, а «натаскивание»), снисходительность или, наоборот, чрезмерная требовательность преподавателей.

Таким образом, результаты педагогического теста зависят от соблюдения всех вышеназванных требований, которые обеспечивают получение адекватных и достоверных оценок знаний слушателей.

ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ТЕСТА

В данном разделе представлены основные этапы составления теста.

В разработке педагогических тестов можно выделить три этапа: планирование, написание заданий и анализ заданий (см. Рис. 1).

Перед разработкой теста необходимо четко иметь представление о требованиях к знаниям, навыкам и умениям обучающихся по данной учебной дисциплине. Эти требования определены в соответствующих Государственных образовательных стандартах, предметных квалификационных характеристиках и типовых учебных программах. Первый шаг в планировании теста - это анализ данных документов. Задания теста должны в полной мере выявить степень овладения требуемыми знаниями, навыками и умениями.

Составитель теста, начинающий с написания задания, скорее всего, создаст узконаправленный тест. Без предварительного плана некоторые темы изучаемого предмета могут занять слишком много места, в то время как другие останутся незатронутыми.

Выбор типа тестового задания


Рисунок 1. Этапы разработки теста

Во избежание несбалансированности и диспропорции , охватываемых тестом тем составлению заданий должна предшествовать разработка его спецификации.

Спецификация теста является обязательной операцией эмпирического анализа теста и необходимым условием создания нового теста. Спецификация заключается в том, что строится таблица, в которой указываются:

· номера заданий и их принадлежность к субтестам;

· направленность заданий;

· сложность, трудоемкость, вес заданий;

· какую из характеристик каждое из заданий конкретно диагностирует.

При подготовке тестов подобную спецификацию следует начать с описания целей изучения данного предмета, а также охватываемого этим предметом содержания. Перечисляя цели, создатель теста должен спросить себя, к каким изменениям в поведении ведет освоение изучаемого предмета: скажется ли оно на привычных способах работы, на способе решения задач, на способностях, интересах и других характеристиках, а также на приобретении и развитии интеллектуальных навыков.

Исходным моментом составления тестовых заданий является выделение общей цели, преследуемой тестовым заданием. Такие цели должны предусматривать требование от обучаемого:

а) простого воспроизведения знаний, анализа и сравнения данных. Постановка таких вопросов в заданиях позволяет проверить усвоение слушателями материала на уровне запоминания, тренирует память;

б) анализа признаков понятия. При этом выявляется умение обучаемых находить общее и специфическое в изучаемом материале, отделять существенные признаки от несущественных, родовые от видовых, способствует развитию аналитического мышления;

в) умения распознавать схемы, рисунки;

г) понимания функций, выполняемых различными органами (звеньями, приборами, устройствами и т. п.), и процессов взаимодействия между этими органами. Вопросы такого типа позволяют проверить умение слушателя вскрывать определенные причинно-следственные связи и отношения, оценивать роль и значение данного органа для процессов, происходящих во всей системе;

д) приведения в логическую последовательность элементов множества, расположенных в беспорядке, т. е. умения решать определенного класса задачи, требующие обнаружить последовательность расположения элементов в информационном ряде объектов, тактических приемов, например, в следственном действии либо оперативно-розыскном мероприятии;

е) творческого подхода к рассматриваемым проблемам и вопросам, умения применять полученные знания в условиях той или иной ситуации.

При создании тестов для проверки остаточных знаний на основании ФГОС ВПО по соответствующей дисциплине или для проверки итоговых знаний студента на основании программы дисциплины прежде всего определяется область содержания теста и цели тестирования. План теста для промежуточного контроля знаний должен охватывать знания, умения и навыки по одной или нескольким дидактическим единицам, для итоговой аттестации по всем дидактическим единицам дисциплины в соответствии с программой дисциплины, для проверки остаточных знаний по всем дидактическим единицам дисциплины в соответствии с ФГОСом по специальности.

Преподавателю следует ориентироваться на следующие принципы отбора содержания тестовых заданий для тестов:

2. Необходимо включение в тесты только наиболее важных, базовых знаний, выражающих сущность, содержание, законы и закономерности рассматриваемых явлений. Все спорные точки зрения, допустимые в научном споре, следует исключить из тестовых заданий.

3. Каждый учебный элемент должен иметь некоторую усредненную меру трудности, которую необходимо учитывать в процессе контроля знаний.

Эксперты, определенные на кафедре, оценивают соответствие заданий области содержания и целям тестирования. Проводится внутреннее пробное тестирование преподавателями кафедры. Осуществляется предварительная корректировка теста. Определяется время тестирования студентов. Рекомендуемая продолжительность ответа на тестовое задание составляет 1,5 минуты.

На основании анализа статистических параметров по каждому заданию и тесту в целом производится повторная корректировка теста - удаляются неудачные задания, если необходимо - составляются новые.

Производится выбор стандартов оценивания экспертными и эмпирическими методами. Выполняется оценка надежности теста и содержательной валидности (соответствия заданий содержанию дидактических единиц). Составляется окончательный вариант теста и его параллельных форм. Тиражируется сам тест и связанный с ним материал (если используется бумажный вариант тестирования). При подготовке теста к компьютерному тестированию готовится бумажный и электронный вариант теста и заносится в тестовую оболочку программистом компьютерного класса.

ВИДЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Существует ряд требований к тесту организационного характера:

Тестирование осуществляется главным образом через программированный контроль, никому не дается преимуществ, все отвечают на одни и те же вопросы в одних и тех же условиях;

Оценка результатов производится по ранее разработанной шкале;

Применяются необходимые меры, предотвращающие искажение результатов (списывание, подсказку и утечку информации о содержании тестов)

При разработке теста целесообразно использовать различные виды тестовых заданий. В частности:

Задания с выбором одного правильного ответа (ВО)

Задания с выбором нескольких правильных ответов (MB)

Задания на установление правильной последовательности (УП)

Задания на установление соответствия (УС)

Задания с кратким ответом (КО)

Общие требования к тестовым заданиям разного типа

Текст задания должен исключать всякую двусмысленность и неясность формулировок.

Текст задания формулируется предельно кратко, т. е. освобождается от всякого постороннего для данной проблемы материала. Текст задания должен иметь предельно простую синтаксическую конструкцию.

В задании не используются слова, вызывающие различное понимание у испытуемых, а также слова, являющиеся подсказкой, например, «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».

В заданиях, носящих составной характер, необходимо обеспечить такую последовательность, чтобы правильность выполнения одного задания не зависела от правильности выполнения другого задания данной группы.

В тексте задания исключается двойное отрицание.

Задания должны быть направлены на проверку значимых элементов содержания, а не тех, которые проще формулируются или просты в обработке.

Используемая в заданиях терминология не должна выходить за рамки учебной литературы , используемой в вузе.

Требования к дистракторам:

По возможности, не следует делать ответы длинными;

Одно и то же слово (или словосочетание, или однокоренное слово) не должно находиться в тексте задания и правильном ответе;

Все ответы должны быть подобными (аналогичными, похожими), это касается и их внешнего вида, и грамматической структуры.

В вариантах ответа на задания желательна краткость;

Ответы на основу задания должны быть сформулированы достаточно просто, чтобы были понятны существенные различия между ними;

Каждый дистрактор должен быть правдоподобным, внушающим доверие, вполне убедительным и привлекательным для экзаменующихся;

Правильный ответ должен быть ясен, краток, правилен и свободен от подсказок (как внутри текста задания, так и вне его);

Ответы должны быть одинаковы по длине (хотя бы приблизительно), не следует формулировать правильный ответ заметно длиннее или короче, чем дистракторы;

В дистракторах не следует использовать слова или технические термины, которые экзаменующийся не может или не должен знать;

При формулировке дистракторов не следует использовать выражения: «ни один из перечисленных», «все перечисленные» и т. д., так как они способствуют угадыванию правильного ответа;

Из дистракторов, как правило, исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания;

Все ответы должны быть грамматически согласованными с основной частью задания;

Если ответ выражен в виде числа, то, как правило, эти числа располагаются от меньшего к большему или наоборот.

Задания с выбором одного верного ответа (ВО)

Общие требования

Формулировка основной части задания, должна быть законченной.

В заданиях базового уровня в ответы целесообразно включать не более двух-трех важных, ключевых слов, при этом правильный ответ не должен отличатся какими-либо формальными признаками от неправильных ответов (дистракторов).

В заданиях базового уровня не должно требоваться выбрать один НЕПРАВИЛЬНЫЙ ответ при наличии нескольких правильных.

Из текста задания исключаются все словесные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки.

Если имеется задание с отрицаниями, то частицу НЕ или слово, выражающее отрицание, необходимо выделить в тексте (жирным текстом с подчеркиванием).

Задания должны иметь одинаково правдоподобные дистракторы (ответы), одинаково привлекательные для выбора.

Исключаются ответы, вытекающие один из другого или дополняющие друг друга.

Задания с выбором одного верного ответа (ВО)

Примеры заданий:

Функция живого вещества, связанная с преобразованием физико-химических параметров среды, называется...

A. средообразующей

D. концентрационной.

Различные типы заданий с выбором ответа

Примеры заданий ВО в повествовательной форме (в виде суждений)

Аппаратом сухой, инерционной очистки газов от пыли является...

2)скруббер

3)волокнистый фильтр

4)электрофильтр

Регулярное наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды; определение изменений, вызванных антропогенным воздействием, называется экологическим...

1)мониторингом

2)аудитом

3)страхованием

4) нормированием.

Задания на отрицание

В архейскую эру НЕ существовало...

A. беспозвоночных животных

C. анаэробных бактерий

Примеры заданий с рисунком

Об экологической чистоте товара и о безопасности его для человека и окружающей среды указывает знак экологический маркировки...

На представленном рисунке показана схема...

2)очистки газовых выбросов ТЭС

Примеры заданий формы множественный выбор «два из пяти» ( MB ):

К цветковым растениям относятся...

A. одуванчик лекарственный

B. рябина обыкновенная

C. ель европейская

D. сосна обыкновенная

E. плаун булавовидный

Примеры заданий формы множественный выбор «три из шести»(МВ):

выделял такие виды веществ в биосфере , как...

3) биоксное

4)твердое

5)мертвое

6)автотрофное

Пример задания формы установление последовательности (УП):

Расположите биоценозы в той последовательности, в которой они сменяют друг друга в процессе сукцессии...

1)пожарище

2)кустарник

3)смешанный лес

Установите правильный порядок действий при выделении хлоропластов методом центрифугирования...

1)поставить центрифужные пробирки в центрифугу

2)измельчить лист растения ножницами

3)растереть растительную навеску в ступке при помощи пестика

4)уравновесить центрифужные пробирки

5)включить центрифугу на определенное время и определенное количество оборотов.

Задания на установление соответствия (УС)

Общие требования

Задания контролируют умение установить соответствие между объектами или процессами и описанием их свойств и признаков. Задания на установление однозначного или множественного соответствия начинаются со слов: «Установите соответствие...».

Задание формулируется так, чтобы содержание можно было выразить в виде двух множеств с соответствующими названиями. Элементы первого столбца обозначаются цифрами и располагаются слева, а элементы второго обозначаются буквами русского алфавита и располагаются справа. Для каждого столбца вводится определенное название, обобщающее все элементы столбца. Название столбца записывается заглавными буквами. Элементы столбцов должны быть выбраны по одному основанию. Для заданий на однозначное соответствие необходимо, чтобы второй столбец содержал не менее одного дистрактора.

Для всех учебных предметов используется одинаковый формат ответов, представленный ниже.

Пример задания формы УС:

Установите соответствие между группами растений по отношению к свету и признаками растений:

ПРИЗНАКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

ГРУППЫ РАСТЕНИЙ

1) Имеют темно-зеленый цвет; А) Светолюбивые

2) Не выносят малейшего затенения; Б) Тенелюбивые.

3) Процесс фотосинтеза преобладает над дыханием;

4) Не выносят сильной освещенности;

5) Растут под пологом леса;

6) Обитают на освещенных местах.

Задания открытой формы

Общие требования

В заданиях открытой формы не используются готовые варианты ответов. В них испытуемому нужно дополнить недостающее слово (группу слов, формулу, число, знак и др.), которое свидетельствует о его знании.

Существует большое разнообразие типов заданий в открытой форме.

Задания открытой формы подразделяются на задания с коротким ответом и задания с развернутым ответом или эссе.

В практике массового педагогического тестирования в основном применяются следующие модификации заданий открытой формы:

Задания с коротким ответом (КО);

Задания на завершение утверждения (ЗУ);

Задания на заполнение пробела (ЗП);

Задания на завершение (или на конструирование) графического объекта (диаграммы, графика, схемы).

Примеры заданий формы КО:

1). Если ПДК нитратов для человека составляет 3,05 мг/кг в сутки, то для человека массой 68 кг допустимо поступление в организм этих веществ до___ мг.

2). Если норматив платы за выброс 1 тонны фенола в атмосферу в пределах установленных лимитов составляет 3,415 тыс. руб., то при выбросе предприятием 22 тонн данного загрязняющего вещества, выплаты составят___ тыс. рублей.

Задания на завершение утверждения

Представленный ниже график иллюстрирует закон __________________.

Изображенная на рисунке модель иллюстрирует закон ___________. ­­­­­­­­­ ­­­­­­­

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ВОПРОСОВ К ТЕСТУ

При составлении тестовых заданий разработчикам следует не только придерживаться определенных правил к формулировке заданий, правильных ответов и дистракторов, но и избегать основных, наиболее типичных неточностей и ошибок при их написании. Наиболее часто встречаются следующие нарушения требований и определенных критериев при написании тестовых заданий.

Следует избегать составлять задания, которые проверяют больше чем одну идею, проблему, концепцию. При этом в правильном ответе и дистракторах не должно содержаться разное количество элементов ответа:

Важнейшими экологическими последствиями глобального загрязнения атмосферы являются...

1) кислотные осадки и парниковый эффект

2)демографические параметры

3)извержения вулканов

4)естественные сукцессии

В правильном ответе и дистракторах содержится разное количество элементов ответа: В ходе световой фазы фотосинтеза происходит...

1) фотолиз воды и выделение свободного кислорода

2)фиксация углекислого газа

3)использование энергии АТФ

4)синтез глюкозы

К липидам относятся...

1) стероиды, терпены, воска и фосфолипиды

2)только стероиды

3)только терпены

4) только фосфолипиды.

Из дистракторов, как правило, исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания, например:

Неправильно Правильно

Области концентрации живого Области концентрации живого

вещества на границе двух сред вещества на границе двух сред

обитания обитания

назвал… назвал ________жизни.

1) узлами жизни 1) узлами

2)очагами жизни 2) очагами

3)рубежами жизни 3) рубежами

4)точками жизни 4) точками

Часть ответа лучше вынести в вопрос, например:
Неправильно Правильно

Для изучения тонкой структуры Для изучения тонкой структуры

клеточных органелл наиболее клеточных органелл наиболее эффективным оказался эффективным оказался метод

метод … ………. микроскопии.

1) электронной просвечивающей 1) электронной просвечивающей

микроскопии 2) электронной сканирующей

2)электронной сканирующей 3) флуоресцентной

микроскопии 4)световой

3)флуоресцентной микроскопии

4)световой микроскопии

Все ответы должны быть грамматически согласованными с основной частью задания. Например, наблюдается несоответствие родов или падежей:

Круговорот веществ, движущей силой которого является деятельность живых организмов, называется...

1)биологическим

2)большом

3)геологический

4) антропогенным.

Не все иностранные фамилии можно склонять по падежам.

Неправильно Правильно

Роль микроорганизмов в Роль микроорганизмов в питании растений была питании растений была

выявлена в опытах, проведенных… выявлена в опытах, которые

4)Саксом Ю 4)

Все ответы должны быть грамматически согласованными с основной частью задания. Например, может наблюдаться несоответствие чисел (единственное и множественное):

Неправильно Правильно

Пространство, на котором Пространство, на котором

популяция или вид в целом популяция или вид в целом

встречается в течение всей встречается в течение всей

своей жизнедеятельности, своей жизнедеятельности,

называется... называет(ют)ся...

1)ареалом 1) ареалом

2)площадью 2) площадью

3)зонами 3) зонами

4)территориями 4) территориями

Не допускается использование словосочетаний: ни один из перечисленных выше; все перечисленные; все, кроме...

Основные способы приспособления организмов к условиям окружающей среды - это...

1)активный путь, пассивный путь, избегание неблагоприятных воздействий

2) все перечисленные, кроме активного пути

3) только активный путь

4) ни один из перечисленных вариантов ответа не верен.

Ответы должны быть одинаковы по длине (хотя бы приблизительно),не следует формулировать правильный ответ заметно длиннее или короче, чем дистракторы. Следовательно, правильный ответ не должен отличаться внешне по длине от дистракторов:

Для защиты атмосферы от загрязнения проводят...

1) очистку выбросов предприятий от вредных примесей с помощью газоулавливающих средств

2)интродукцию растений

3)рекультивацию земель

4)мелиоративные мероприятия

Не следует в качестве дистракторов приводить понятия, явно не имеющие отношения к предмету тестирования:

Основы конституционного строя Российской Федерации

Правовой статус личности в Российской Федерации

Органы государственной власти в Российской Федерации

Основы гражданского права Российской Федерации

Граждане и юридические лица как субъекты гражданского права

Право собственности

Обязательства и договоры

Наследственное право Российской Федерации

Система наказаний по уголовному праву

Бумажная копия теста должна быть обязательно подписана автором (авторами) тестового материала с указанием даты составления и передачи, листы скреплены и пронумерованы.

После того, как бумажный вариант текста будет подготовлен, следует приступить к занесению его в тестовую оболочку для компьютерного тестирования.

«Компьютерные» педагогические тесты имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при их разработке. Анализ информации на экране монитора компьютера часто бывает затруднен из-за неправильной подачи материала. Хотя именно компьютеризованное тестирование имеет свои преимущества и перспективы применения в образовании. Особенная роль здесь принадлежит компьютерно-индивидуальному тестированию, когда каждому испытуемому предъявляется уникальный набор заданий.

Возможности компьютерных средств позволяют сочетать звуковые и зрительные формы предъявления тестовых заданий. Компьютерные тесты должны быть адаптированы к реальному учебному процессу. Одно из главных требований к компьютерным тестам - многовариантность. Многовариантность должна быть двух типов: во-первых, по данным заданий, во-вторых, по порядку их предъявления. Реализация этого требования снимает сразу две организационные проблемы: списывание и запоминание ответов.

Достоинства компьютерного тестирования:

объективность тестирования - персональный компьютер «беспристрастен» при предъявлении тестовых заданий и подсчете результатов их выполнения.

Удобство фиксации, хранения и представления результатов тестирования, а также возможность их автоматизированной обработки, включая ведение баз данных и статистический анализ.

Удобство реализации процедур индивидуально-ориентированного тестирования.

Возможность создания таких тестовых заданий, которые не могут быть представлены без компьютера. При этом могут быть использованы графические, динамические, интерактивные и другие специфические возможности представления тестовых заданий на компьютере.

Недостаток компьютерного тестирования:

Необходимость минимальных навыков работы на компьютере
тестируемого.

В вузах существуют тестовые оболочки, куда заносятся вопросы и варианты ответов тестовых заданий (например «iTest», «My test» и др.). При подготовке компьютерного тестирования следует учитывать следующую (рекомендуемую) схему взаимодействия подразделений вуза (см. рис. 2).

43">



Рисунок 2. Схема взаимодействия подразделений в разработке и реализации компьютерного теста

Сектор качества образования УМО обеспечивает централизованное и конфиденциальное хранение тестовых заданий по учебным дисциплинам.

При оценке выполнения теста следует исходить из следующих рекомендаций:

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент ответил на от 55 до 70% вопросов.

Оценка «хорошо» ставится, если студент получил от 71 до 85%.

Оценка «отлично» ставится, если студент получил 86% и более правильных ответов.

1. Аванесов, B. C. Композиция тестовых заданий/ B. C. Аванесов. - М.: АДЕПТ, 1998.-216 с.

2. Воскресенская, качества подготовки студентов по дисциплине «Физиология растений» на основе результатов Интернет-экзамена/ , /Материалы Всероссийской конференции «Преподавание современной физиологии растений в университетах и вузах страны: проблемы и решения». - М., 2008.

3. Геворкян, Е. Н., Комплексная оценка высших учебных заведений/ , М. В.Петропавловский . - М.: Центр государственной аккредитации , 20с.

4. Ефремова, тестовые технологии в образовании/ . - Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 20с.

5. Киселева, определения уровня подготовки студентов по результатам аттестационных педагогических измерений/ , В. Г Наводнов. - Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 20с.

6. Клайн, П. Справочное руководство по конструированию тестов/ П. Клайн. - Киев, 1994.-238 с.

7. Майоров, и практика создания тестов для системы образования. / . - М: Народное образование, 20с.

8. Масленников, уровня обученное™ студентов в целях аттестации образовательного учреждения профессионального образования : Учебное пособие/, . - М.: Логос, 20с.

9. Мельников, использования и разработки тестов и обучающих программ: Методическое пособие / . - Домодедово: ВИПК МВД России, 19с.

10. Ю. Михайлычев, тестология / . - М.: Народное образование, 20с.

11. П. Морев, информационные технологии . Часть 2. Педагогические измерения: Учебное пособие/ . - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 20с.

12. Переверзев, -ориентированное педагогическое тестирование: Учеб. Пособие/ . - М.: Логос, 20с.

1З. Родионов, и тесты в образовании / Б. У Родионов, . - М.: Б. и., 19с.

14.Н. Челышкова, и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие/ . - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 20с.

Приложение 1

Классификация тестов

1. По процедуре создания:

Стандартизованные (в образовании, для целей итоговой аттестации);

Не стандартизованные.

2. По средствам предъявления:

Бланковые;

Предметные (манипулируем материальными объектами);

Аппаратурные (используются устройства для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти, мышления);

Компьютерные.

В рамках компьютерного тестирования B. C. Аванесов предлагает адаптивные тесты - задания, в которых предъявляются по одному, в зависимости от ответа испытуемого на предыдущий вопрос.

3. По направленности:

Тесты интеллекта;

Личностные тесты;

Тесты достижений.

4. По характеру действий:

Вербальные (с использованием умственных действий);

Невербальные (связанные с практическим манипулированием предметов).

5. По ведущей ориентации:

Тесты скорости (содержат простые задачи; время решения ограничено);

Тесты мощности или результативности (содержат трудные задачи, время решения не ограничено, или мягко лимитировано);

Смешанные тесты (задачи различного уровня сложности, от самых простых до самых сложных, время испытания ограничено, но достаточно для решения большинства задач). Эти тесты наиболее часто применяются на практике, к ним относятся большинство тестов учебных достижений.

6. По степени однородности задач:

Гомогенные (задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием);

Гетерогенные (задания отличаются и по характеру, и по содержанию).

7. По объективности оценивания:

Объективные (в процессе обработки результатов тестирования не предусматривается использование субъективных толкований тестирующим);

Проективные тесты (допускается чрезвычайно большое разнообразие ответов и проявление определенной субъективности при их толковании тестирующим.

8. По специализации:

Широкоориентированные (для тестов в системе образовании), позволяющие оценить эффективность процесса обучения, степень освоения учащимися системы знаний, умений и навыков в ходе учебного процесса;

Узкоориентированные, направленные на выявление достижений учащихся в процессе освоения отдельных предметов, отдельных тем и т. д.

9. По целям использования

Предварительный определяющий тест (определяет знания в начале обучения, затрагивает минимум знаний по теме обучения);

Тест прогресса, достигнутого в процессе обучения, формирующий тест (затрагивает ограниченный сегмент обучения, раздел или главу, состоит из серии отдельных тестовых вопросов , всесторонне охватывающих ограниченную область обучения). Пример, обучающие тесты. Ученику даются конкретные инструкции для исправления обнаруженных ошибок;

Диагностический тест (содержит большое число вопросов, имеющих отношение к конкретной тестируемой области). Цель теста - определение трудностей обучения.

Суммирующий тест (используется для оценки широкого диапазона результатов обучения, ожидаемого в конце учебного процесса, содержит вопросы, представляющие более высокий уровень сложности, чем другие виды тестов).

10. По широте использования (только для тестов в системе образования):

Для использования преподавателем;

Для использования группой преподавателей или администрацией образовательного
учреждения;

Для целей отбора и формирования групп;

Для аттестации обучающихся.

11. По форме:

Тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа (или нескольких верных) из набора предлагаемых;

Тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым)

Приложение 2

Образец оформления титульного листа теста по дисциплине

Приложение 3

Образец оформления первого листа тестовых заданий

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЯХ

2. Название цикла дисциплин учебного плана_ ________________________

3. Дисциплина (или дисциплины комплексного задания) __________________

4.Цель контроля ____________________________________________________

5.Общее количество тестовых заданий _________________________________

7.Форма (ы) заданий

Открытая_________________________________________________________

Закрытая (с выбором одного или нескольких заключений) _______________

На установление правильной последовательности ______________________

На установление соответствия _______________________________________

На конструирование и др. ___________________________________________

8. Время, на которое рассчитан тест____________________________________

9.Уровень сложности:

Легкие __________________________________________________________

Среднейтрудности_________________________________________________
- трудные _________________________________________________________

10. Критерии оценки:

Оценка 3 (удовлетворительно) 25-49 баллов ________% правильных ответов

Оценка 4 (хорошо) 50-74 баллов ________% правильных ответов

Оценка 5 (отлично) 75-100 баллов_______% правильных ответов

10.Кафедра(ы) – разработчик (и) контролирующих материалов ________________

Тестовые задания и ключи к ним прилагаются.

Как и процесс разработки, процесс последующего тестирования программного обеспечения также следует определенной методологии. Под методологией в данном случае мы понимаем разнообразные комбинации принципов, идей, методов и концептов, к которым вы прибегаете во время работы над проектом.

В настоящее время существует довольно большое количество разнообразных подходов к тестированию, каждый со своими отправными точками, продолжительностью выполнения и методами, используемыми на каждом этапе. И выбор того или иного из них может быть довольно непростой задачей. В этой статье мы рассмотрим разные подходы к тестированию ПО и поговорим об их основных особенностях, чтобы помочь вам сориентироваться в существующем многообразии.

Каскадная модель (Линейная последовательная модель жизненного цикла ПО)

Каскадная модель (Waterfall Model) является одной из наиболее старых моделей, которую можно применять не только для разработки или тестирования ПО, но также практически для любого другого проекта. Его базовым принципом является последовательный порядок выполнения задач. Это значит, что мы можем переходить к следующему шагу разработки или тестирования только после того, как предыдущий был успешно завершен. Эта модель подходит для небольших проектов и применима только в том случае, если все требования точно определены. Главными достоинствами этой методологии являются экономическая эффективность, простота использования и управления документацией.

Процесс тестирования ПО начинается после завершения процесса разработки. На этой стадии все необходимые тесты переносятся с юнитов на системное тестирование для того, чтобы контролировать работу компонентов как по отдельности, так и в комплексе.

Помимо упомянутых выше достоинств, данный подход к тестированию также имеет и свои недостатки. Всегда существует вероятность обнаружения критических ошибок в процессе тестирования. Это может привести к необходимости полностью изменить один из компонентов системы или даже всю логику проекта. Но подобная задача невозможна в случае каскадной модели, поскольку возвращение на предыдущий шаг в этой методологии запрещено.

Узнайте больше о каскадной модели из предыдущей статьи .

V-Model (Модель верификации и валидации)

Как и каскадная модель, методика V-Model основана на прямой последовательности шагов. Основным отличием между этими двумя методологиями является то, что тестирование в данном случае планируется параллельно с соответствующей стадией разработки. Согласно этой методологии тестирования ПО, процесс начинается как только определены требования и становится возможным начать статическое тестирование, т.е. верификацию и обзор, что позволяет избежать возможных дефектов ПО на поздних стадиях. Соответствующий план тестирования создается для каждого уровня разработки ПО, что определяет ожидаемые результаты, а также критерии входа и выхода для данного продукта.

Схема данной модели показывает принцип разделения задач на две части. Те, которые относятся к дизайну и разработке, размещены слева. Задачи, относящиеся к тестированию ПО, размещены справа:

Основные этапы этой методологии могут изменяться, однако обычно они включают следующие:

  • Этап определения требований . Приемочное тестирование относится к этому этапу. Его основная задача состоит в оценке готовности системы к финальному использованию
  • Этап, на котором происходит высокоуровневое проектирование, или High-Level Design (HDL) . Этот этап относится к системному тестированию и включает оценку соблюдения требований к интегрированным системам
  • Фаза детального дизайна (Detailed Design) параллельна фазе интеграционного тестирования, во время которой происходит проверка взаимодействий между различными компонентами системы
  • После этапа написания кода начинается другой важный шаг — юнит-тестирование. Очень важно убедиться в том, что поведение отдельных частей и компонентов ПО корректно и соответствует требованиям

Единственным недостатком рассмотренной методологии тестирования является отсутствие готовых решений, которые можно было бы применить, чтобы избавиться от дефектов ПО, обнаруженных на этапе тестирования.

Инкрементная модель

Данная методология может быть описана, как мультикаскадная модель тестирования ПО. Рабочий процесс разделяется на некоторое количество циклов, каждый из которых также делится на модули. Каждая итерация добавляет определенный функционал к ПО. Инкремент состоит из трех циклов:

  1. дизайн и разработка
  2. тестирование
  3. реализация.

В этой модели возможна одновременная разработка разных версий продукта. Например, первая версия может проходить этап тестирования в то время, как вторая версия находится на стадии разработки. Третья версия в то же самое время может проходить этап дизайна. Этот процесс может продолжаться до самого завершения проекта.

Очевидно, что данная методология требует обнаружения максимально возможного количества ошибок в тестируемом ПО настолько быстро, насколько это возможно. Так же, как и фаза реализации, которая требует подтверждения готовности продукта к доставке к конечному пользователю. Все эти факторы существенно увеличивают весомость требований к тестированию.

В сравнении с предыдущими методологиями, инкрементная модель имеет несколько важных преимуществ. Она более гибкая, изменение требований ведет к меньшим затратам, а процесс тестирования ПО является более эффективным, поскольку гораздо проще проводить тестирование и дебаггинг за счет использования небольших итераций. Тем не менее, стоит отметить, что общая стоимость все же выше, чем в случае каскадной модели.

Спиральная модель

Спиральная модель это методология тестирования ПО, которая основана на инкрементном подходе и прототипировании. Она состоит из четырех этапов:

  1. Планирование
  2. Анализ рисков
  3. Разработка
  4. Оценка

Сразу после того, как первый цикл завершен, начинается второй. Тестирование ПО начинается еще на этапе планирования и длится до стадии оценки. Основным преимуществом спиральное модели является то, что первые результаты тестирования появляется незамедлительно после появления результатов тестов на третьем этапе каждого цикла, что помогает гарантировать корректную оценку качества. Тем не менее, важно помнить о том, что эта модель может быть довольно затратной и не подходит для маленьких проектов.

Несмотря на то, что эта модель является довольно старой, она остается полезной как для тестирования, так и для разработки. Более того, главная цель многих методологий тестирования ПО, включая спиральную модель, изменилась в последнее время. Мы используем их не только для поиска дефектов в приложениях, но также и для выяснения причин, их вызвавших. Такой подход помогает разработчикам работать более эффективно и быстро устранять ошибки.

Читайте подробнее o спиральной модели в предыдущем блог посте .

Agile

Методология гибкой (Agile) разработки и тестирование ПО может быть описана как набор подходов, ориентированных на использование интерактивной разработки, динамического формирования требований и обеспечения их осуществления как результата постоянного взаимодействия внутри самоорганизующейся рабочей группы. Большинство гибких методологий разработки ПО нацелены на минимизацию рисков посредством разработки в рамках коротких итераций. Одним из главных принципов этой гибкой стратегии является возможность быстрого реагирования на возможные изменения, нежели стремление положиться на долгосрочное планирование.

Узнайте больше об Agile (прим. — статья на английском языке) .

Экстремальное программирование (XP, Extreme Programming)

Экстремальное программирование является одним их примеров гибкой разработки ПО. Отличительной особенностью этой методологии является “парное программирование”, ситуация, когда один разработчик работает над кодом, в то время как его коллега постоянно проводит обзор написанного кода. Процесс тестирования ПО является довольно важным, поскольку начинается даже раньше, чем написана первая строка кода. Каждый модуль приложения должен иметь юнит-тест, чтобы большинство ошибок могло быть исправлено на стадии написания кода. Другим отличительным свойством является то, что тест определяет код, а не наоборот. Это значит, что определенная часть кода может быть признана завершенной только в том случае, если все тесты пройдены успешно. В противном случае, код отклоняется.

Главными достоинствами такой методологии являются постоянное тестирование и короткие релизы, что помогает обеспечить высокое качество кода.

Scrum

Scrum — Часть методологии Agile, итеративный инкрементный фреймворк, созданный для управления процессом разработки ПО. Согласно принципам Scrum, команда тестировщиков должна участвовать в следующих этапах:

  • Участие в Scrum планировании
  • Поддержка в юнит-тестировании
  • Тестирование пользовательских историй
  • Сотрудничество с заказчиком и владельцем продукта для определения критериев приемлемости
  • Предоставление автоматического тестировании

Более того, участники QA-отдела должны присутствовать на всех ежедневных собраниях, как и другие члены команды, чтобы обсудить, что было протестировано и сделано вчера, что будет протестировано сегодня, а также общий прогресс тестирования.

В то же время принципы Agile методологии в Scrum к появлению специфических особенностей:

  • Оценка усилий, необходимых для каждой пользовательской истории является обязательной
  • Тестировщик должен быть внимательным к требованиям, поскольку они могут постоянно изменяться
  • Риск регрессии возрастает вместе с частыми изменениями в коде
  • Одновременность планирования и выполнения тестов
  • Недопонимание между членами команды в случае если требования заказчика не до конца ясны

Узнайте больше о методологии Scrum из предыдущей статьи .

Заключение

В заключение важно отметить, что сегодня практика использования той или иной методологии тестирования ПО подразумевает мультиверсальный подход. Иными словами, не стоит рассчитывать на то, что какая-то одна методология окажется подходящей для всех типов проектов. Выбор одной из них зависит от большого числа аспектов, таких как тип проекта, требования заказчика, поставленные сроки, а также многих других. С точки зрения тестирования ПО, для некоторых методологий характерно приступать к тестированию на ранних этапах разработки, в то время как при работе с другими принято ожидать до тех пор, пока система не готова полностью.

Если вам нужна помощь с разработкой программного обеспечения или тестированием, выделенная команда разработчиков и QA инженеров готова к работе.