ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Вилла адриана гостеприимный двор госпиталя. Тиволи

А замечательная вилла кардинала Ипполито II д’Эсте, созданная в 1550 г., очарует вас своими рукотворными и природными красотами, многочисленными фонтанами, создающими здесь атмосферу далёкого прошлого.

Вилла Адриана

Вилла Адриана занимает столь обширную территорию и может похвастаться столь великолепной сохранностью, что по праву считается самой знаменитой виллой в окрестностях Рима. Кроме того, благодаря уцелевшим постройкам виллу можно назвать одним из наиболее удивительных и важных памятников древнеримской архитектуры.

Начало её строительства, вероятно, приходится на 126 г. н.э., после возвращения императора Адриана (правил в 117-138 гг. н.э.) из долгой поездки по восточным провинциям. Именно это путешествие вдохновило императора на то, чтобы воспроизвести на своей вилле те места и здания, которые сильнее всего поразили его: афинские лицей, академию и расписной портик Стоа Пойкиле, Канобский рукав в дельте Нила, Темпейскую долину в Фессалии.

Хотя вилла Адриана построена на традиционных схемах римских загородных особняков, её структура отражает и увлечение своего хозяина архитектурой: по ней видно, как император давал волю своим творческим наклонностям и выработал не одно новаторское архитектурное решение. После смерти Адриана вилла перешла во владение его наследников, которые отреставрировали и украсили её.

Упадок виллы начался при императоре Константине (правил в 306-337 гг. н.э.), который вывез часть хранившихся здесь предметов искусства в Константинополь. Во время варварских набегов усадьба подверглась полному опустошению, а в средневековье жители города Тиволи использовали её как источник стройматериалов. Начиная с эпохи Возрождения, изучением руин виллы стали заниматься многие знаменитые художники; кое-кто из них не преминул даже оставить здесь автограф. С XIX в. начались раскопки и реставрация согласно научным критериям. Модель-реконструкция виллы представлена в начале обзорного маршрута. Первым его этапом является просторный портик Печиле (созданный по образцу афинского Стоа Пойкиле), в центре которого находится сад и бассейн; здесь можно было подолгу гулять на солнце или в тени.


Портик Печиле © Silvana Bottoni / Flickr.com

Из северо-восточного угла Печиле можно перейти в Зал Философов - просторное помещение с нишами, где, вероятно, находилась библиотека.

Далее следует «Островная вилла» или «Морской театр» - круглое здание, окружённое колоннадой. Посередине расположен окружённый каналом островок, куда вели четыре мостика, а на нём - небольшая вилла с различными помещениями и термальным оборудованием. Предполагается, что здесь императору нравилось уединяться, посвящая себя любимым занятиям: музыке, поэзии и живописи.


«Морской театр» © Foto Regione Lazio

К югу от «Морского театра» расположен термальный комплекс с солнечным отоплением: несколько помещений с бассейнами для холодной и тёплой воды соединены с большим кругам залом, который также занят бассейном; под землёй находилась система отопления, а в стенах было пять широких окон, чтобы солнечный свет свободно проникал внутрь и согревал помещения терм. В центральном бассейне, вероятно, парились или принимали песочные ванны.

С восточной стороны Печиле расположен двор - учёные полагают, что здесь был нимфей - и несколько построек, среди которых банкетный зал. Чуть дальше находятся Малые и Большие термы. Там хорошо сохранились все стандартные для таких античных комплексов помещения: спортивная площадка под открытым небом, раздевалки, бассейны для горячей и холодной воды.


Каноб / Shutterstock.com

За этими комплексами вы увидите небольшую искуственную долину - узкую и длинную: это так называемый Каноб, воспроизводящий природу дельты Нила неподалёку от Александрии. В центре вы увидите бассейн, окружённый колоннами, а в глубине - полукруглый монументальный фонтан и храм Сераписа с египетскими скульптурами и статуями Антиноя - юноши-фаворита императора, погибшего в Египте при загадочных обстоятельствах.

Вернувшись назад, можно пройти через Преторию и Казарму охранников (оба помещения, возможно, были попросту складскими), после чего вы окажетесь у императорского дворца. Здесь находились четыре основных группы построек: Золотая площадь, Дорический атрий, Дворцовый перистиль и Библиотечный двор.


Термы с солнечным отоплением / Shutterstock.com

Золотая площадь состоит из большого двора, обнесённого портиком с колоннами и окружённого группой помещений, расположенных вокруг большого восьмиугольного пространства (где, возможно, проводились летние банкеты). Дорический атрий - это просторный зал с портиком; возможно, когда-то он был двухэтажным. Через Дворцовый перистиль вы можете пройти в Библиотечный двор; здесь вокруг портика с колоннами коринфского ордера расположены различные постройки. С одной стороны находятся комнаты для гостей, а в глубине двора стояли два здания, где предположительно были латинская и греческая библиотеки.


Храм Венеры / Shutterstock.com

Отсюда можно подняться к Павильону Темпе с панорамной террасой - трёхэтажному сооружению, откуда открывается вид на долину внизу, спроектированному по образцу знаменитой Темпейской долины в Фессалии. Дальше, за маленькой рощей, расположен домик Феде, построенный в XVIII в. поверх нимфея, и небольшой театр на 500 мест для частных спектаклей, которые ставились для императора и его приближённых.

Вилла д’Эсте

Вилла д’Эсте - шедевр итальянского садово-паркового искусства и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, известная своим потрясающим ансамблем фонтанов, нимфеев, гротов, гидравлических приспособлений и музыкальных устройств, который послужил образцом для многих европейских садов и парков эпохи маньеризма и барокко.


Фонтан Нептуна и Органный фонтан © M.Maselli / Flickr.com

Сад виллы д’Эсте - это прежде всего часть великолепного ландшафтного, художественного и исторического контекста Тиволи. Он расположен на участке, богатом оврагами, пещерами и водопадами, где много тысяч лет шла война между камнем и водой. Мощные сооружения и нагромождения террас напоминают Висячие сады Семирамиды - одно из семи чудес света древнего мира, а водопроводные конструкции, включающие в себя подземный туннель, свидетельствуют о инженерных познаниях древних римлян.


Вилла д’Эсте, вид от Фонтана Нептуна © Marina99 / Shutterstock.com

Кардинал Ипполито II д’Эсте, разочарованный тем, что не был избран папой, решил создать виллу с размахом, достойным дворов Феррары, Рима и Фонтенбло, возродив великолепие соседней виллы Адриана. В 1550 г. он стал правителем Тиволи и в тот же год придумал разбить сад на крутом склоне здешней долины, однако полноценный архитектурный проект виллы появился лишь в 1560 г. Его авторами стал художник, археолог и архитектор Пирро Лигорио, а воплощать задуманное взялся придворный зодчий Альберто Гальвани.


Вилла д’Эсте. Фреска «Пир богов» © Livioandronico2013 / Wikimedia Commons

Над украшением залов дворца работали ведущие представители римского искусства периода позднего маньеризма: Ливио Агрести, Федерико Дзуккари, Дуранте Альберти, Джироламо Муциано, Чезаре Неббья и Антонио Темпеста. К моменту смерти кардинала (1572 г.) обустройство виллы было почти завершено.

С 1605 г. кардинал Алессандро д’Эсте распоряжается провести новые работы, чтобы отреставрировать и восстановить гидравлические системы и садовую растительность, а также внести некоторые новшества в структуру сада и в ансамбль фонтанов.


Вилла д’Эсте. Аллея ста фонтанов © JIPEN / Shutterstock.com

Ещё один этап работ был проведён в 1660-70 гг., и примечателен он тем, что участие в нём принял сам Джан Лоренцо Бернини.

В XVIII в. из-за отсутствия должного обслуживания вилла пришла в упадок, а с переходом её во владение дома Габсбургов ситуация стала ещё хуже. Сад постепенно зарос, фонтаны были отключены и вышли из строя, а коллекцию античных статуй, собранная ещё в эпоху кардинала Ипполито, разделили и увезли в различных направлениях.

В таком состоянии вилла пребывала вплоть до середины XIX в., когда кардинал Густав фон Гогенлоэ, взявший её в долгосрочную аренду у герцогов Моденских в 1851 г, инициировал работы по восстановлению комплекса. В скором времени усадьба снова стала центром культурной жизни: с 1867 по 1882 гг. в гости к кардиналу не раз приезжал музыкант Ференц Лист (1811-1886 гг.), сочинивший здесь «Фонтаны виллы д’Эсте» для фортепиано. Здесь же, в 1879 г., Лист отыграл один из своих последних концертов.

January 16th, 2013

В этот день нас внезапно оказалось трое - непрошеный спутник возник из темных туч, пригнанных ветром с побережья. Яркое, раскрашенное колокольным звоном римское утро уже часам к девяти затянула сумрачная пелена и по черепичным крышам, капотам машин, асфальту дорог забарабанил мелкий холодный дождь. Это никак не изменило наших планов - очень хотелось в Тиволи.

Добраться на виллу несложно: нужно доехать до станции Ponte Mammolo синей ветки В (конечная направление - Rebibbia ). Выйдя из здания станции, сразу же попадаешь на автобусную стоянку - здесь - выбрать автобус до Тиволи. В нашем случае он был единственный на свей стоянке, мирно мок под дождем и ждал нас. Дальше мы ориентировались по подсказкам местных жителей, чтобы попасть на виллу, нужно выходить на небольшой развязке Strada Provinciale Maremmana Inferiore , там, где от нее на юго-восток отходит Via Della R оsolina . Указателей «Вилла Адриана - Туда» здесь нет, но кто-нибудь из местных обязательно подскажет. Иначе автобус увезет дальше, в горы, в центр Тиволи. От остановки автобуса пройдем несколько кварталов по Виа Росолина, свернем на Via di Villa Adriana - тут уже есть указатель, - и вот они, билетные кассы, охраняемые бдительными стражами - черным котом и большим бежевым псом (в памяти всплыла картинка из «Энциклопедии собак» - мареммоабруццкая овчарка).

Цербер притомился и спит

Кроме нас, желающих наведаться на виллу в «такой ужасный дождь» ((с) - по словам девушки в кассе) не было. Поправив рюкзак, мы шагнули в тень высоких черных кипарисов.
Территория виллы гигантская (как предполагается, не менее 10 кв.километров), раскопано и доступно для осмотра далеко не все, но, даже несмотря на это, экскурсия займет почти целый день. Оставив на потом греческий театр слева, мы слали медленно подниматься по склону пологого известкового холма, который когда-то император Адриан выбрал для строительства своей загородной резиденции.

Адриан, без сомнения,относился к числу людей, одержимых тягой к путешествиям. Исколесив за десять лет всю империю, император даже скончаться умудрился не дома, в роскошных чертогах виллы, а в Байях. Место, выбранное императором-скитальцем для строительства гигантской виллы, находится в 25 километрах к северо-востоку от Рима, у подножия горной гряды. Строительство было начато в 118 году и закончено в 134 году, за четыре года до смерти Адриана.

Особо понравившиеся места Адриан увековечил в прекрасных постройках виллы: Печиле, Академия, Афинский Лицей в Греции, долина Темпе в Тессалья, Канопа в Египте . На вилле было все необходимое: огромный комплекс терм, пруды и бассейны, библиотека, театр, места для созерцания, роскошные сады. Не были забыты и казармы для личной гвардии.

Первое сооружение, встречающее туристов, - Печиле (Pechile , другое встречающееся на звание - Пойкил, в честь одноименной галереи в Афинах) - огромная площадь в виде вытянутого прямоугольника размером 232 на 97 метров, с северной стороны ограниченная высокой стеной, через ворота в которой и попадаешь сейчас на виллу. В центре Печиле находится глубокий бассейн, где в зеленоватой воде стоят большие черные рыбины.

Бассейн нехудожественно обнесен красно-белыми ленточными заграждениями, видимо, для защиты от рыбаков-любителей и случайных шустрых детей. По краям бассейна во времена Адриана располагались портики, причем спланированы они были так, что при любом положении солнца половина колоннады обязательно оказывалась в тени и прогуливаться там можно было в любое время. Назначение Печиле не вполне ясно - возможно, бассейн находился там изначально и был окружен колоннадой, возможно, это место использовалось как ипподром или стадион. Рядом с Печиле находятся помещения для обслуги и рабов, так называемые «Сто комнат» (Cent о Camerelle ). Сто комнат максимально удалены от жилых и развлекательных частей виллы. Если присмотреться, то рядом с Печиле кое-где можно увидеть раскопанные подземные коридоры - инфраструктура виллы предусматривала скрытое перемещение обслуги, чтобы не мозолила глаза и не портила пейзаж.

Подземные коридоры. Некоторые так широки, что внутри могла пройти небольшая повозка или тележка

Дом с тремя экседрами, слева видны загадочные алтари

Двор Дома с тремя экседрами

Тончайшая резьба на базе однй из колонн

Интересное здание в форме листа клевера, почти примыкающее к Печиле - это Дом с тремя экседрами , богато украшенное небольшими колоннадами оно, вероятно, использовалось для гимнастических упражнений. Внутри здания находился фонтан. В экседрах сохранились остатки загадочных то ли столов, то ли алтарей - сложенные из кирпича невысокие столбики, увенчанные плоскими мраморными столешницами.

Одна из экседр

Пройдя немного дальше, попадаем к небольшим женским (малым) термам, внутрь которых, пока никто не видит, можно проникнуть по деревянным мосткам. Своды терм не обрушились и кое-где на них видны следы росписей, традиционный пурпурный веселый цвет. Здесь все уютное, камерное, вполне сопоставимо по размерам с современным спа-комплексом. Женские термы имели свой собственный бассейн.

Малые термы. Все очень компактно и уютно

Роспись потолка

Кое-где сохранилось плиточное покрытие пола

Справа от малых терм расположены циклопические арки Мужских (Больших) терм - мощное и весьма впечатляющее сооружение. К термам примыкал служебный двор, палестра для занятий спортом, а также закрытая зала для игры в мяч. Мужские термы были оборудованы двойной системой отопления, предусматривавшей подачу горячего сухого воздуха и горячего влажного пара. Хорошо сохранился купол кальдария, а в углах арок кое-где можно увидеть остатки штукатурки с росписями.

Палестра Больших Терм

Под сводом, за колоннами, находился бассейн

Замыкает банную площадь прекрасно сохранившееся здание Претории - казарм личной гвардии. Это многоэтажное сооружение, сверху донизу прорезанное узкими арками, вероятно, выполнявшими роль окон. К сожалению, все проемы забраны решетками и даже подобраться, чтобы заглянуть внутрь, нельзя. Перед Преторией расположен дабиринт каких-то хозяйственных помещений. в которых кое-где сохранилась расписанная штукатурка.

За Преторией перед нами открывается спокойная водная гладь самого знаменитого сооружения виллы - Канопы . Между двух холмов в узкой долине устроен бассейн 119х18 метров, обнесенный колоннадой и украшенный статуями. Сооружение посвящено памяти фаворита Адриана - красавца Антиноя, утонувшего в 130 г. в Ниле у города Каноп при невыясненных, как бы сказали сейчас, обстоятельствах. После смерти Антиной был обожествлен как умирающий и воскресающий бог.

В конце бассейна располагалось сложное в архитектурном плане сооружение, которое, вероятнее всего, было посвящено богу Серапису. Вот как описывает его Поль Гиро: За Пойкилом тянулась удлиненная равнина, которую археологи назвали Канопом. В глубине ее была обширная ниша или абсида, которая служила в одно и то же время и храмом, и водоемом. В середине абсиды в особом углублении стояла, вероятно, статуя Сераписа. У боковых стен в меньших нишах были изображения других египетских богов. Со всех концов здания обильно текла вода. Она лилась по мраморным ступенькам или через целый ряд бассейнов, расположенных один выше другого, и стекала наконец в полукруглый водоем. Через этот водоем был перекинут мостик, украшенный колоннами, которые поддерживали свод; по этому мостику можно было перейти с одного края бассейна на другой и вблизи любоваться водопадами. Вода текла под мостом и выливалась в канал, занимавший всю середину долины; он имел двести двадцать метров в длину и восемьдесят в ширину. Здесь стояли изящные суда, сделанные, без сомнения, по образцу александрийских гондол, и предназначенные для императора и его друзей; до сих пор еще на набережной можно видеть остатки лестницы, по которой они сходили на суда, когда хотели прокатиться по каналу. На одном берегу его найдены были развалины около двадцати двухэтажных зал, осененных прекрасным портиком. Может быть, это было подражание тем гостиницам, в которых с таким удовольствием останавливался и отдыхал путешественник, отправлявшийся в Каноп.

Даже сейчас Серапеум представляет собой внушительное зрелище, в бассейне лежат остатки рухнувшего свода. Две лесенки ведут наверх, но они - обманки, дальше дороги нет.

Над Канопой растут пинии, в тени которых хорошо устроить небольшой привал. Правда, мы прятались там не от солнца, а от дождя, рябившего зеленую воду Канопы.

А вот отдохнув, стоит углубиться в оливковую рощу за зданием маленького музея Канопы - там располагается интересное, незаслуженно забытое путеводителями сооружение - обзорная башня Rocca Bruna . Башня стоит на самом краю холмистого плато и с нее открывается прекрасный вид на Кампанью, далекий Рим и возвышающиеся невдалеке Тибуртинские горы. К обзорной площадке сейчас, как и во времена Адриана, ведет пандус, достаточной скользкий во время дождей. Известно, что Адриан увлекался астрономией - возможно, именно в этой башне он следил за движением небесных тел.

Вдоволь налюбовавшись пейзажем, отправляется обратно, к личным покоям императора.

Эта часть виллы очень запутана, но осмотреть стоит все.

Золотая площадь . Дождь льет как из ведра

Смысловым центром здесь является Золотая Площадь (Piazza D Oro ), почти квадратный атриум 51 на 61 метр, как и Печиле, окруженный двойной колоннадой. В центре южной стороны площади находился элегантный восьмиугольный зал, соединявшийся с императорским дворцом посредством крытой галереи - возможно, здесь происходили официальные аудиенции.

Зал для приемов

Сохранились фрагменты мраморного мощения Золотой площади.

Посмотрим основные помещения дворца.

В специальном здании находились казармы вигилиев (vigilii ), ночной стражи, охранявшей покой обитателей виллы в темное время суток.

Казармы - простое строение без затей

Развлечения ради во дворце был устроен рыбный пруд (peschiera ) - бассейн, ограждение которого имело специальные ниши для любителей порыбачить. Отсюда открывается прекрасный вид на долину Тиволи.

Зал дорических пилястр , в одном углу которого сохранились шесть квадратных колонн, украшенных штукатуркой, вероятнее всего, использовался судебной администрацией.

Сам дворец, точнее, та часть помещений, которые использовались как частные жилые покои императора, построена самой высокой точке холмистой террасы - в прежние времена оттуда, должно быть, открывался эффектный вид.

Отдельные покои были отведены под большую библиотеку с садом, в котором находится очень интересный фонтанв виде двух восьмиугольных небольших бассейнов, соединенных каналом. Библиотека делилась на римскую и греческую.

Фонтан и канал

Партер перед библиотекой

Недалеко от библиотеки находится Зала Философов , огромный купол которой хорошо сохранился. Здесь полагалось предаваться философским размышлениям и вести соответствующие беседы.

Зала философов

Одно из уникальнейших зданий античности - так называемый Морской Театр (Teatro Marittimo ), известное также как Вилла на острове. Это круглое в плане сооружение сложной архитектуры, примыкающее к Зале Философов. В центре его, окруженное каналом, облицованным белым мрамором, находилось причудливое скопление крошечных комнат, объединенных маленьким квадратным двориком - в центре его, вероятно, находилась статуя или фонтан. Для каких целей использовалось это чудесное строение - неизвестно. Возможно, император обретал там уединение, поднимая перекидной мостик через канал. Мы обошли Виллу на острове по периметру, удивляясь ее легкости и изяществу.

Во дворце сохранилась большая панорамная терраса, хозяйственные помещения нижних ярусов, множество безымянных покоев и двориков.

Известно, что Адриан, тяжело болевший в последние годы жизни, планировал воспроизвести на вилле Тартар и Елисейские поля, но было ли это желание реализовано и где - до сих пор остается загадкой. Если посмотреть на план виллы на официальном сайте музея http://www.villa-adriana.net/ , то видно, что вся восточная часть (Верхние дворы, где, возможно, и находилась воссозданная Долина смертной тени (Inferi )) закрыта для туристов.

Давя ногами сизые оливки, отправились в обратный путь - мимо черных кипарисов, спящих рыб Печиле, под моросящим дождем. На верхней парковке стоит небольшой домик с реконструкцией виллы - ее удобнее и понятнее осмотреть после посещения.

Перед выходом с виллы заглянули и в Греческий театр - печальные, скрытые землей руины.

После смерти императора вилла использовалась в качестве летней резиденции, император Диоклетиан даже осуществил ее реставрацию. Однако Константин Великий вывезя в Константинополь множество ценностей и скульптур, фактически положил начало ее разграблению, довершенному готами и, в более позднее время, - ренессансными любителями бесплатного мрамора. Однако тихие, поросшие оливами и розовым олеандром холмы скрывают еще много интересного.


кот возмущен - он не собака, но его не пускают тоже Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.

Вилла Адриана (Villa Adriana) в Тиволи – одна из самых примечательных античных построек на территории (Lazio). Строение относится к II веку нашей эры. Несмотря на полуразрушенное состояние, привлекает размахом архитектурного замысла и совершенством его воплощения.

Римскому императору Адриану (Publius Aelius Traianus Hadrianus), знаменитому философу античности, была ненавистна роскошь и сутолока дворца на Палатинском холме. Требовался уголок для уединенных размышлений и занятий науками на лоне природы.

Так возникла идея построения загородной резиденции. Место для нее было выбрано неподалеку от городка Тибур (Tibur), ныне Тиволи (Tivoli), и манило прелестным ландшафтом и умиротворяющей тишиной, милой сердцу императора-философа. Землей владела по наследству супруга Адриана – Вибия Сабина. Ранее здесь находилась усадьба II-I века до нашей эры. Атриум старой виллы было решено сохранить , другие помещения император перестроил и расширил в соответствии со своими предпочтениями.

Строительство началось в 118 г. и продолжалось до самой смерти Адриана в 134 г. Легенда гласит, что проект своей виллы правитель разработал самостоятельно . Теперь уже сложно установить, так ли было на самом деле, но его активное участие в этом деле очевидно.

Резиденция включает более 30 объектов, все они носят названия провинций Римской империи, посещенных Адрианом.

Превыше всего император ценил свой покой, благодаря чему вилла имеет разветвленную систему подземных ходов для прислуги и телег с припасами. Адриан не хотел, чтобы голоса прислужников и скрип тележных колес беспокоили его семейство и гостей.

Сооружения виллы

Первоначальная площадь виллы составляла 300 га, из которых сооружения занимали 1 кв. км. На сегодняшний день сохранилась только пятая часть комплекса . Мы не знаем доподлинно, в честь каких именно провинций называл строения своей виллы привередливый император. Точно идентифицирована лишь Канопа (Canopus) , остальное – предположения исследователей, не подтвержденные строгими доказательствами.

Основным строительным материалом виллы служил местный известняк тибуртин . Для арок и других архитектурных элементов использовалась плинфа – тонкоплиточный кирпич толщиной 2,5 см. Непосредственно к вилле ведут два пути: кипарисовая аллея и асфальтированная дорога неподалеку от старого сада с оливковыми деревьями.

Печиле

Печиле (Pecile) – прямоугольная площадь размерами 232 на 97 м , расположенная за мощной девятиметровой стеной недалеко от входа. Когда-то была окружена стеной с изящными двусторонними портиками, которые сейчас разрушены почти полностью. В центре площади находится небольшой пруд. Не исключено, что сооружение являлось имитацией древнегреческого стадиона . К Печиле примыкает Ченто Камерелле (Cento Camerelle) – «сто комнатушек» для рабов, обслуживавших императорское семейство и гостей.

Подземная дорога

В нижней части Ченто Камерелле найдена подземная дорога, ведущая к Большим (Grandi Terme) и Малым Термам (Piccole Terme), отделенным друг от друга небольшим двориком.

Исследователи предполагают, что Термы предназначались для раздельного купания мужчин и женщин.

В банных помещениях сохранились остатки систем отопления двух типов – сухого (нагретый воздух) и влажного (горячий пар). Площадка рядом с Большими Термами – палестра – предназначалась для упражнений в борьбе и фехтовании . Здесь же находился закрытый зал для игры в мяч.

Претория

Позади Больших Терм располагается Претория – многоэтажное помещение для императорской гвардии. Это наиболее хорошо сохранившаяся часть виллы.

Канопа

Прототипом Канопы (Canopo) является египетское поселение Каноб (ныне Абукир), где утонул Антиной, фаворит императора. Это самый интересный из объектов усадьбы, представляет собой пруд размерами около 100 на 20 м , украшенный по периметру скульптурами и колоннами (не сохранились). Около Канопы был построен Серапеум – имитация египетского храма Сераписа. Со свода Серапеума можно насладиться отличным видом на Термы и Канопу с рядом раскидистых пиний.

Музей Канопы

Музей Канопы располагается в античных зданиях трактиров (tabernae), окружающих ее долину справа. Содержит небольшую коллекцию древнегреческих статуй и римских слепков, жемчужина которой – копия статуи Венеры Книдской.

Золотая площадь, расположенная в северо-восточной части виллы, представляет собой просторный атрий с двойным портиком, открытая часть которого состояла из шестидесяти гранитных и мраморных колонн. На одной стороне ее находится имперский зал с хорошо сохранившимся куполом на восьми мраморных колоннах и вестибюль с изысканными мозаиками пола.

Морской Театр (Teatro Marittimo) отличается затейливой архитектурой – круглое помещение на круглом острове, обрамленном водным каналом и стеной цилиндрической формы с круглой колоннадой. Мосты, ведущие к острову, управлялись только изнутри. Предполагается, что здание на острове использовалось для уединения императорского семейства, поэтому его часто называют Островной виллой.

Дальнейшая судьба

Адриан предпочел поселиться в загородной усадьбе, отсюда и правил империей до заката своих дней. Его потомки не увлекались философией, поэтому использовали ее только как летнюю резиденцию . В конце III в. вилла была отреставрирована императором Диоклетианом (Aurelius Valerius Diocletianus), позднее Константин Великий (Flavius Valerius Aurelius Constantinus) вывез отсюда некоторые произведения искусства для своего дворца в Константинополе. В VI в. остготы и византийцы разбивали здесь походные лагеря, вилла разрушалась и приходила в запустение. В средние века жители Тиволи использовали ее в качестве источника строительных материалов для своих домов.

Впервые археологические раскопки были проведены лишь в XVI в., тогда же по приказу кардинала Ипполито II (Ippolito II d’Este) с усадьбы было вывезено множество статуй и мраморных колонн для украшения в Тиволи. В XVIII в. часть виллы Адриана принадлежала графу Джузеппе Феде (Giuseppe Fede), который высадил кипарисы, растущие там до сих пор. С 1870 г. вилла является государственной собственностью Италии, с 1999 г. – объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Портики виллы были умышленно занижены, чтобы император, человек небольшого роста, мог чувствовать себя высоким и величественным.
  • Здесь было найдено множество ценнейших античных статуй – Антиной (Antinous, Капитолийский музей), Диана-охотница (Diana, Лувр), Дискобол (Diskobolos, Британский музей).
  • На территории виллы проводились съемки фильма «Новости о раскопках» (2010 г.).

Как добраться

Вилла Адриана находится в 4 км от Тиволи. Добраться можно автобусом №4, идущим от центральной площади города. Расписание автобусов вывешено на сайте www.cattivoli.com .

  • Проще и познавательней – – вас заберут из отеля и покажут все виллы в Тиволи, расскажут интересные факты и довезут обратно.
  • Пошаговая инструкция, .
  • Если желаете добираться самостоятельно, самый быстрый и комфортный способ – заказать трансфер у Сержио Рим-Тиволи за 60 евро, время в пути около 45-60 минут.

Время работы и билеты

Вилла открывается в 9:00, закрывается за полтора часа до наступления темноты. Стоимость билета 8 евро, граждан Евросоюза – 4 евро, в период проведения ежегодной выставки (с апреля по октябрь) – 11 евро (льготный 7 евро). С марта по октябрь проводятся экскурсии для школьников по 1 евро с человека. В первое воскресенье каждого месяца вход бесплатный . Выходные дни – 1 января, 1 мая и 25 декабря.

  • Официальный сайт виллы Адриана: www.villa-adriana.net

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

В предместье Рима, на живописных просторах Тибуртинских гор, в окрестностях древнего городка Тиволи находится одно из главных сокровищ Лацио. Вилла Адриана, являющаяся на сегодняшний день уникальнейшим памятником архитектуры Древнего Рима, привлекает внимание своими колоссальными размерами. По словам археологов, летняя резиденция властителя империи в античные времена занимала площадь не менее 300 гектар, на ее территории располагалось порядка 30 сооружений, роскошные сады и несколько искусственных водоемов. Именно здесь проходили торжественные празднества с участием высокопоставленных лиц, принимались важные политические решения и миновали будни императоров на протяжении нескольких столетий.

Вилла Адриана - многовековая история императорской резиденции

В 117 году нашей эры за престол римской империи встал Публий Элий Траян Адриан -двоюродный племянник и преемник Траяна. За два десятилетия своего правления, Адриан успел возвести большое число колоссальных сооружений, многие из которых сохранились до наших дней. Говорят, император сам создавал проекты своих сооружений, однако этот факт остается покрыт слоем многовековой пыли и с уверенностью заявлять об архитектурных способностях властителя мы не можем.
С давних времен на территории вблизи античного города Тибур, название которого сегодня звучит как "Тиволи", располагались роскошные домусы представителей римской знати. Одна из таких вилл, существовавшая еще в I веке до н.э. и на месте которой впоследствии император построил свою летнюю резиденцию, принадлежала прадедам Вибии Сабины -супруги Адриана.




Никаких достоверных сведений о начале строительства императорской виллы вблизи Тибура найдено не было, однако исследователи, изучив руины античных сооружений, сделали вывод, что работы проводились минимум в три этапа: в периоды с 118 по 121 года, далее с 125 по 128 и с 134 по 138 года. Вдоволь насладиться своим творением Адриану так и не удалось, император скончался 10 июля 138 года.




На протяжении двух последующих столетий императоры Рима продолжали использовать виллу в качестве летней резиденции, поддерживая ее состояние в должном виде. Однако дальше вилла Адриана постепенно пришла в запустение. Существуют предположения, что уже в IV веке император Константин вывез с ее территории многие скульптуры и декоративные элементы в Константинополь, а начиная с VI века правительственная тибуртинская резиденция постоянно подвергалась нашествию варвар.
Первые раскопки в этом месте были произведены в XVI веке. Античные скульптуры, барельефы и другие произведения искусства, найденные на территории виллы Адриана, переместили в музеи. Большинство из них сейчас хранятся в фондах Музеев Ватикана.

Архитектура виллы Адриана и ее сооружения

По заключениям исследователей, территория, на которой располагалась вилла Адриана, в античные времена занимала площадь не менее 300 гектар. В состав комплекса сооружений входило порядка 30 зданий различного предназначения, а также зоны отдыха с искусственными водоемами и парками.




Помимо основного дворца, где размещались императорские покои, на территории усадьбы располагался Гостеприимный Двор, предназначавшийся для преторианцев - телохранителей императора, а также помещения для содержания рабов и казарма охранников.
Кроме этого на вилле Адриана находились греческая и римская библиотеки, большой библиотечный зал, зал философов, академия, несколько храмов и святилища языческих богов, а также театр.



Одной из важнейших составляющих жизни древних римлян являлось посещение бань, поэтому ни одна роскошная резиденция, тем более императорская, не обходилась без данных сооружений. Не территории виллы Адриана были построены сразу несколько бань: Малые и Большие Термы, а также бани с солнечным отоплением. Помимо

помещений с горячими, теплыми и холодными ваннами, в таких сооружениях были предусмотрены залы для потения, гимнастики, игры в мяч, специальные комнаты для массажей и отдыха, раздевалки, а также спортивная площадка для занятий на открытом воздухе и упражнений в борьбе.


Для обслуживания столь большой виллы была оборудована целая система подземных тоннелей, по которой рабы могли спокойно передвигаться, не тревожа покоя высокопоставленных особ.